Монастырь Шаолинь: легендарный буддийский храм Китая. Монастыри китая Высокогорные монастыри китая

На территории КНР существует большое количество старинных монастырей и храмов, которые являются культурным и духовным наследием государства. О наиболее известных монастырях Китая мы поговорим ниже.

Линъиньсы - старинный буддийский храм, расположенный в провинции восточной части Поднебесной Чжэцзян, был образован как отряд для обезоруживания террористов. В отряде было 20 монахов и 28 простых охранников.

Храм Линъиньсы, созданный в четвертом веке, считается пунктом паломничества буддистов и известной достопримечательностью для туристов. Ежедневно территорию храма посещают порядка десяти тысяч прихожан, количество которых заметно увеличивается в период торжеств.

Отряд самообороны было организовано с целью обороны туристов и паломников в результате террористической атаки на Куньмине, когда убили 29 человек и еще 130 ранено. Обучение охранников проводят представители китайского спецподразделения. Монахи в дневное время занимаются буддийской практикой, а в ночное тренируются самообороне.

Данный монастырь стал легендарным, поскольку это место зарождения известного боевого искусства китайцев – ушу. И сегодня с этим местом связывают массу старинных легенд. Кроме популярных боевых искусств, Шаолинь с давних времен славится как святилище китайской разновидности буддизма - чань-буддизм. Этот вид религии появился в Поднебесной в 5-м веке. По окончанию 5-го века в Китайскую империю прибыл Бато – простой монах из Индии. Ему удалось завоевать снисходительность императора, который приказал установить монастырь на высокой горе Суншань, после чего подарил его Бато. Таким образом был построен Шаолинь.

Согласно поверью Бато самостоятельно подбирал место сооружения монастыря, потому что форма Суншань несколько похожа на лотос, что имеет сакральное значение у буддистов. Шаолинь стал форпостом и святыней китайского варианта буддизма, который активно завоевал признание местного населения в Поднебесной благодаря заслугам Бато.

Продолжил закреплять славу святыни другой монах из Индии, который пришел туда через тридцать лет после смерти Бато. Называли его Бодхидхарма. Его считают родоначальником течения чань-буддизм и основателем известнейшего вида - кунг-фу Шаолиня. Монахи не лишь трудились над развитием местного буддизма, а и активно принимали участие в жизни края. Самого заметного расцвета Шаолинь получил в 14-м столетии. С тем периодом связывают легенду про 40 шаолиньских монахов, которые отправились на побережье моря на сражение с японскими пиратскими кораблями. Монахи показали себя как выносливые бойцы, но все-таки попались на пиратскую ловушку и в конце концов были убиты. Упоминания про эти события встречаются на каменных скрижалях в монастыре. Кроме всего прочего, монахи заботились про обездоленных крестьян, чем заслужили признание местных жителей. За собственную историю монастырь повидал много чего: пожары, болезни, разбойные нападения. Но каждый раз монастырь восстанавливался, с гордостью демонстрируя превосходство духа. В современном Китае к монастырю имеют такое же уважение: в 1979 году было узаконено собственное управление монастырем.

В 65 км от старинного китайского города Датуна расположен этот известнейший «висячий монастырь». Крепится он с помощью отвесных утесов скалы Цзиньлун. Храм построено с целью умиротворения водного дракона, который по легендам проживает в местной реке Хунь, что протекает сквозь ущелье. В связи со своим уникальным местоположением, монастырь сумел сберечь свой первозданный вид на протяжении полутора тысяч лет. Сооружен он был в 490 году, на дороге паломников, к даосской священной горе Хэншань из города Датун. В монастырский комплекс входят более 35 павильонов и залов. Некоторые помещения монастыря вырублены глубоко в утесах и крепятся с помощью балок и подпорок из дерева. Имеются и висячие секции монастыря, а наиболее низкая часть монастыря упирается на кирпичную основу. Сюанькун считается эталоном смешения разных культур и религиозных поверий. Там встретили места соприкосновения три основные религии Китая – буддизм, даосизм, конфуцианство. Первоначальным, даосским именем монастыря считалось «Храм Сокровенной Пустоты». Со временем его переименовали просто на «висячий монастырь», благодаря своим архитектурным отличиям. Три отдела монастыря приурочены различным религиям. Под божества даосского пантеона, что управляют природными стихиями, отдана нижняя часть. Центральная часть в подчинении у буддистских святых – трех Будд, самых почитаемых во всем буддизме. Верхняя секция вмещает монументы трех духовных отцов, трех основных религий Китая – основателя конфуцианской философии Конфуция, даосского светила Лао-Цзы, и статую Будды Гаутамы – зачинателя буддизма. И все они в гармонии между собой.

Обвитая повествованиями гора Удан, о которой говорится во множестве романов и трактатов, по легенде была пунктом основания даосизма. Храмы, что располагаются на вершинах хребта, зачислены к культурному наследию Поднебесной и всего мира. Горный хребет Уданьшань располагается в провинции Хубэй, около Шияня. Он обладает 72 горными пиками, 36 скалами, 24 долинами. Основной горный пик Тяньчжуфэн тянется на 1,6 км в высоту. Уданшань – наиболее посещаемый храмовый комплекс страны, ну естественно только после популярнейшего шаолиньского монастыря. Монастыри Уданшаня всегда считались сердцем даосского течения. В горах разместился первый даосский образовательный комплекс, где прихожане обучались основам традиционной медицины и фармакологии. Первым храмом даоссов на хребте Уданшане был Храм Пяти Драконов, который основан в конце 3-го столетия. В общем, на протяжении веков в горах было сооружено 36 монастырей, 15 павильонов, 73 храма, 38 мостов, которые совместно образуют 32 храмовых комплекса. Множество монастырей было истреблено в процессе китайской Культурной Революции. Но со временем, для завлечения иностранных туристов, они были наново реконструированы. Наиболее посещаемым туристическим пунктом считается архитектурный комплекс на вершине горы Тяньчжу – Запретный город, что включает Золотой павильон – масштабное сооружение, сделанное из меди в Китае и несколько небольших храмов.

Культы, религии, традиции в Китае Васильев Леонид Сергеевич

Буддийские монастыри в Китае

Буддийские монастыри в Китае

Чаще всего буддийские монахи в Китае постоянно жили при монастырях, которые и становились центрами деятельности той или иной секты, школы, направления буддизма. Монастырей, больших, средних и мелких, было в Китае очень много. Только в Северном Китае в V – VI веках (Северная Вэй) насчитывалось 47 крупных монастырей, имевших официально утвержденный государством статут, иногда даже дотацию со стороны властей, и 846 монастырей среднего размера, основанных и существовавших в значительной мере благодаря благодеяниям аристократов из «сильных домов», приобретших в ту эпоху немалую власть в стране . В каждом из этих монастырей насчитывалось по нескольку десятков, а то и сотен монахов и послушников, служек, рабов. Кроме того, существовало около 30 тысяч мелких монастырей-храмов и монастырей-пагод, которые располагались буквально по всему Китаю, обслуживали текущие потребности населения и чуть ли не официально назывались «народными»84.

В VII – VIII веках, с начала Тан, число монастырей в Китае, видимо, еще больше возросло. Из дневников японского буддиста-пилигрима Эньнина, совершившего в середине IX века путешествие в Китай и прожившего некоторое время в китайских буддийских монастырях, явствует, что буквально вся страна была покрыта густой сетью буддийских монастырей, храмов и пагод. В небольших городах и поселках их было по два-три, в более крупных городах они исчислялись десятками .

Наиболее богатые и влиятельные монастыри располагались обычно вне городов и поселений – в живописной местности, нередко в горах, но недалеко от перекрестков дорог. Подчас это бывали целые городки, включавшие в себя храмы с громадными статуями-идолами будд и божеств, дворцы-павильоны с изображениями на буддийские темы, с громадными залами, помещениями для библиотеки и медитации, с комнатами для гостей, а также более скромные дома-кельи для монахов . Такие монастыри, обнесенные крепкой каменной стеной, были одновременно и храмами, и культурными центрами, и гостиницами, и университетами для жаждущих знаний, и укреплениями, где в смутную пору можно было отсидеться за крепостными стенами. В больших монастырях обитало обычно 150 – 200 монахов и послушников, не считая служек, рабов и т. п. В летнее время число монахов нередко возрастало до 200 – 300 за счет странствующей братии . Городские и поселковые монастыри были значительно меньше размерами и скромнее. Большинство их имели лишь монашеские кельи и несколько подсобных помещений, где обитали монахи, обслуживавшие буддийские храмы. Иногда, правда, в пригородах больших городов располагались крупные храмы. Они, как правило, представляли собой самостоятельные храмовые комплексы, стоящие в окружении красивых рощ и садов.

Одновременно с ростом количества монастырей в Китае росло число монахов и всего храмового персонала. Во времена расцвета буддизма они исчислялись многими сотнями тысяч, а то и миллионами, что много даже для Китая. В состав монастырской сангхи в широком смысле этого слова входили самые разные люди. На низшей ступени стояли монастырские рабы. Они делились на государственных рабов, милостиво пожертвованных императором монастырю для помощи в хозяйстве, и приобретенных монастырем долговых рабов (продавших себя или проданных родителями). Рабы исполняли всю черную работу, а также трудились на монастырских землях. Статут их не был неизменно рабским: часть их могла со временем получить в пользование участок земли и выплачивать монастырю ренту. В случае большого везения рабы могли стать послушниками и даже монахами .

На следующей ступени находились служки, добровольно пришедшие в монастырь в надежде на определенные льготы, в частности освобождение от налогов. Число их было довольно велико. Они считались кандидатами; дальнейшее их продвижение по монастырской иерархии зависело от прохождения ими кандидатского срока. Кандидаты-служки, выполняя текущую работу, одновременно изучали сутры, чтобы стать образованными буддистами. Экзамен у них принимали не сами монахи, а специально назначенные правительственные чиновники. Выдержавшие экзамен получали от государства диплом и становились послушниками85. Подавляющее большинство на этом и останавливалось. Именно из этих людей рекрутировалась армия полуграмотных монахов, которые жили в «народных» монастырях и отдельных храмах, обслуживая несложные потребности культа, исполняя погребальные и даже магические обряды. Репутация такого рода монахов обычно бывала невысокой .

Послушники, которые приобретали достаточно знаний, имели способности и стремление идти дальше, со временем могли стать полноценными монахами. Такие монахи обычно жили при крупных монастырях, бывших центрами развития буддизма. Как правило, почти все члены сангхи крупных монастырей, находившихся под особым покровительством властей или «сильных домов», были родом из верхов китайского общества и еще до прихода в монастырь получали хорошее конфуцианское образование. Именно из этой среды происходили наиболее знающие и высокочтимые проповедники и патриархи различных школ и направлений китайского буддизма. Но разумеется, бывали случаи, когда выдающимися деятелями буддизма становились выходцы из простого народа. Так, например, знаменитый Хуэй-нэн до прихода в монастырь был неграмотным дровосеком.

Монах, прошедший сложный и многостепенный обряд посвящения , становился полноправным членом сангхи. Со временем он мог подняться на высокую административную должность, а в плане личного совершенствования достигнуть той или иной степени святости. Здесь многое зависело от образа жизни и действий самого монаха, от степени его знаний, стараний, авторитета, усидчивости, умения вытерпеть часы медитации. Обычно в каждом из более или менее значительных монастырей существовали свои «святые» – отшельники, затворники, которые годами не выходили из кельи, не разговаривали, проводя почти все время в медитации или даже трансе. Видимо, именно такого рода буддисты-фанатики прибегали иногда к самосожжению, видя в этом акте средство очищения и своего будущего обожествления . Такой тип монахов, конечно, не мог быть массовым. Основная масса членов сангхи вела более умеренный образ жизни. Они нормально питались, тщательно следили за своей гигиеной, выполняли различные обязанности: читали сутры над больными и покойниками, совершали обряды перед алтарями будд и божеств, а иногда и пускались в длительные дальние путешествия по примеру древнеиндийских бикшу .

Из числа этих монахов избиралась администрация сангхи. Разумеется, в отдельных случаях авторитет и знания того или иного проповедника, развиваемые им идеи и взгляды не требовали какого?то акта избрания. Вокруг такого человека сами группировались ученики и последователи, и таким образом подчас создавался новый центр буддизма, новый монастырь, иногда даже новая школа или секта. Но чаще избирались как глава сангхи, настоятель монастыря, так и несколько его ближайших помощников – ректор, эконом, контролер, казначей. С эпохи Тан над несколькими сангхами района или провинции иногда ставились назначенные властями администраторы, обычно из наиболее уважаемых монахов, руководителей крупных монастырей. Это были своеобразные епископы и архиепископы. Однако, в отличие от своих коллег в христианском мире, высокопоставленные церковные деятели в китайском буддизме не превращались в администраторов и носили свой титул лишь как почетное звание. К реальной власти над сангхами они не стремились, ограничиваясь руководством своей собственной. На практике каждый монастырь, особенно крупный, существовал автономно и представлял самостоятельную ячейку буддизма, центр буддистов того или иного района .

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

21. Монастыри Вероятно, монастыри были созданы в Империи как места, куда направлялись вышедшие в отставку казаки=татары, то есть закончившие службу ордынцы (израильтяне). Как мы уже говорили , гл. 4:1, набор детей для военной службы на Руси был хорошо известной «тагмой» =

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

21. Монастыри Вероятно, монастыри были созданы в Империи как места, куда направлялись вышедшие в отставку казаки ^татары, то есть закончившие службу ордынцы (израильтяне). Как мы уже говорили , гл. 4:1, набор детей для военной службы на Руси был хорошо известной «тагмой» =

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора

Глава XII Буддийские боги и их отношения друг к другу и к людям Буддийское богословие различает богов и богинь, полубогов и гениев и делит их не только по личному значению, но и по их отношению к классам других существ.Но в общем в разных книгах нет

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава III Буддийские культы в Индии, на Цейлоне и в Индокитае. Два раза в месяц, во время новолуния и полнолуния, когда происходят затмения солнца и луны, - говорит нам книга «Терагата» (стр. 1062), - сходились монахи, живущие в округе, чтобы держать пост. Буддизм есть религия

Из книги Исландия эпохи викингов автора Байок Джесси Л.

Монастыри Исландские монастыри играли важную роль в культурной жизни острова, но политическое и экономическое их влияние было невелико. Современные историки не стесняются утверждать, будто различные исландские религиозные учреждения имели существенные каналы влияния

Из книги Герои, творцы и хранители японской старины автора Мещеряков Александр Николаевич

Буддийские проповедники: СОЗИДАТЕЛИ ЧУДА Воздаяние за добро и зло неотступно, как тень. Радость и страдание следуют за добрыми и злыми деяниями, как эхо в ущелье. Исследователи, занимающиеся изучением буддизма в раннесредневековой Японии, основное внимание уделяют его

Из книги Древний Восток автора

Буддийские монахи Одним из центральных образов буддийской литературы является «чакравартин» («вращающий колесо»). «Колесо» стало символом буддийского учения (дхармы), «вращение колеса» обозначало продолжение существования учения и его развитие, а тот, кто «вращает

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские секты раннего периода В первые столетия существования буддийского учения, в период формирования буддийских общин и распространения буддизма на территории Индии, возникли различия в понимании доктринальных основ учения, что привело к разделению буддистов на

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

МОНАСТЫРИ

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Буддийские монахи и сангха Монастыри стали главной и единственной формой организации буддистов, до этого не имевших иерархически организованной духовной олигархии и влиятельного храмового жречества. Именно монастыри стали центрами буддизма, очагами его

Из книги Священные войны в буддизме и исламе: миф о Шамбале автора Берзин Александр

Легендарный древний монастырь Шаолинь – родина боевого искусства ушу, находится на горном массиве Суншань, в провинции Хэнань (13 км от г. Дэнфэн), район центрального Китая.

Изначально обитель была основана проповедниками даосской религии в начале 5-го века, но со временем это место заняли буддисты. В 6-м веке индийский монах Бодхидхарма (Бато) привнес в Шаолинь «новую жизнь». Основу его учения составляло сочетание медитативного созерцания и активных физических занятий. Так, по преданию, зародилось шаолиньское ушу – комплекс боевых упражнений с использованием монашеского посоха, первоначально называемый «18 рук архатов».

В период 617–621 гг. произошло еще одно поворотное событие для буддийского храма. За помощью к послушникам Шаолинья обратился император династии Тан Ли Шиминь (Тай-цзуна), освободить из плена его похищенного сына. 13 монахов приняли неравный бой, но смогли разгромить врага и спасти наследника. В благодарность император пожаловал монастырю земли и деньги на содержание воинов. Таким образом, монастырь Шаолинь стал первым усэном, официально признанным государством, и обрел народную славу. Сюда устремились многочисленные ученики, постигать шаолиньский стиль ведения боя.

В 1928 г. в результате военного столкновения правительственной армии с солдатами вооруженного формирования монастырь Шаолинь постиг сильный пожар. Все усилия монахов загасить огонь были тщетны, монастырь полностью выгорел. Ценные рукописи были утрачены навсегда.

Со временем монастырю Шаолинь частично вернули былой облик, восстановили многие важные залы и павильоны. Сейчас он представляет собой большой комплекс построек и от правительства страны получил статус архитектурного памятника. Поток туристов к стенам легендарного монастыря стремительно вырос. Особую популярность Шаолинью принес фильм «Храм Шаолиня» (1982 г.), сюжет которого рассказывает о мужестве, силе, духовном совершенстве и непревзойденном мастерстве буддийских монахов.

Главные 12-метровые монастырские ворота «Горные врата» (Шаньмэнь) охраняются могучими львами, по традиции защищающие от злых духов. У ворот также установлен смеющийся Будда, а за воротами – изваяние Вэйто, защитника буддийского учения.
Ворота провожают в большой двор, где проходят длинные ряды каменных стел, возведенные в честь великих монахов и известных персон, посещавших монастырь. Путь по территории монастыря продолжается храмами, строениями разного назначения.
В левой части монастыря расположен тренировочный двор, по периметру которого проходит галерея фигур шаолиньских воинов, демонстрирующих боевые техники и исторические моменты монастыря.

На территории Шаолинья есть еще одно значимое место, называемое «Лес пагод» (талинь) – это кладбище монахов. Внутри каждой погребальной погоды, выстроенной из желтого песчаника, хранится прах монаха.

У стен монастыря открыто несколько школ ушу, где могут заниматься все желающие, в том числе и иностранцы, стремящиеся познать искусство единоборства. Для туристов организуются праздничные мероприятия и показательные выступления учащихся академии ушу.

Кито (исп. San Francisco de Quito) – столица , которая расположена в бассейне реки Гуайльябамба (исп. el Río Guayllabamba), на склонах вулкана (исп.Volcаn Pichincha; 5000 м.), на высоте 2850 м над у/м. По своим очертаниям город имеет вытянутую форму, располагаясь по склонам окружающих его со всех сторон гор, в 24 км к югу от линии экватора, давшему название стране. Экономический, политический, и культурный центр страны, второй по численности населения (более 2,7 млн. человек) город Эквадора.

Кито, признанный одним из красивейших Южноамериканских городов, в 1978 г. был провозглашен ЮНЕСКО объектом Всемирного культурного наследия, историческим «достоянием человечества».

В городе действуют предприятия пищевкусовой, химико-фармацевтической, текстильной, мебельной и кожевенно-обувной промышленностей. Развиты традиционные кустарные промыслы, такие, как изготовление ювелирных изделий, шляп, сувениров и пр.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

В Кито хорошо развита транспортная сеть, включающая в себя автобусы, маршрутки, троллейбусы и поезда. На вершину близлежащего вулкана Пичинча можно подняться, воспользовавшись канатной дорогой. С крупными городами долины и тихоокеанского побережья столица связана железной дорогой и шоссе. Здесь проходит (исп. Carretera Panamericana), которое соединяет эквадорскую столицу с (Перу) и (Колумбия).

20 февраля 2013 г. в столице открылся новый аэропорт Марискаль (исп. Аeropuerto Internacional Mariscal), названный в честь национального героя Эквадора. Первоначально власти планировали расширить старый одноименный авиакомплекс, прослуживший на совесть почти 60 лет. Однако, горожане воспротивились этому замыслу, так как старый аэропорт расположен в густонаселенной части столицы, новый же выстроен в 23 км от центра, в пригороде Табабела (исп. Tababela). Новый современный воздушный терминал расположен на высоте 2,4 тыс. м. над у/м, что на 400 м. ниже предыдущего. Структура нового аэропорта способна выдержать землетрясение магнитудой до 9 баллов (по шк. Рихтера).

Страничка истории

Кито является одним из старейших индейских городов. В 1470 г. город захватили и превратили его в столицу «Царства Кито » (el Reino de Quito). В 1531-1533 гг. сюда пришли испанцы и установили свое господство, они уничтожали индейские поселения, основав на их местах города. Спустя год на месте разрушенного индейского поселения испанский конкистадор Себастьян Белалькасар (исп. Sebastiаn de Belalcаzar; ок. 1480–1550 гг.) основал испанское поселение Сан-Франсиско-де-Кито.

Интенсивно застраивающийся город уже в XVI столетии стал экономическим и культурным центром. Архитектура, живопись и скульптура достигли здесь такого расцвета, что местная художественная школа была признана одной из самых выдающихся во всей Латинской Америке.

Название мегаполиса происходит от коренных жителей страны, народности киту (Quitu). Первая же часть официального названия «Сан-Франциско-де-Кито» (исп. San Francisco de Quito) присвоена городу в честь испанского конкистадора (исп. Francisco Pizarro; ок. 1475-1541 г.)

В колониальный период до XVIII в город входил в Вице-королевство , а с 1721 г. – в состав (исп. Nueva Granada). В 1822 г. генерал (исп. Antonio Josе de Sucre; 1795–1830 гг.) разгромил испанскую армию, освободив город от господства Испании.

Вскоре Кито вошел в состав , а после объявления независимости Эквадора, в 1830 г. стал столицей Республики Эквадор.

Сегодня здесь расположены резиденция Президента государства, правительство и парламент.

Особенности природных условий

Климат в районе столицы характеризуется, как горно-экваториальный.

Кито неспроста называют «Столицей вечной весны». Значительная высота города над уровнем моря (2850 м.) способствует отсутствию здесь тропической жары, а близость к экватору (24 км.) обеспечивает «ровность» климата с минимальными годовыми температурными колебаниями.

Среднегодовой температурный показатель держится примерно от +13°С до +15°С, однако, разница между дневными и ночными температурами здесь наблюдается значительная.

Осадки на территории Кито наблюдаются с сентября по май, в сезон ливневых дождей. Самое лучшее время для его посещения — с июня по сентябрь, когда погода стоит сухая, с приятной температурой.
Вследствие того, что город выстроен на почве, покрытой толстой «подушкой» из вулканического пепла, в котором влага не задерживается, здесь затруднено развитие многих растений, типичных для Эквадора. В XV в. территория использовалась индейцами для выпаса скота, что привело к эрозированию почвы, в настоящее время окрестности города покрыты низкорослыми кустарниками, перемежающимися с редкими лесными образованиями.

Сердце Эквадора — Кито

Здешняя фауна представлена в основном несколькими видами рептилий, птиц, кровососущими летучими мышами и немногочисленными видами млекопитающих.

Население, язык, вероисповедание

Этнический состав населения столицы Эквадора выглядит следующим образом: в городе проживают около 40% , 45% испано-индейских метисов, около 10% — потомком африканских рабов, и около 5% — выходцы из европейских и азиатских стран.

Официальный государственный язык - испанский, но большинство местного населения общаются на языке кечуа. Большинство верующих жителей – католические христиане.

Достопримечательности

Расположенный на высоте в 2,9 тыс. м. над у/м, Кито является одной из самых «высоких» столиц на Земле и одним из красивейших городов в Южной Америке. Онлежит в межгорной долине, окруженной живописными вершинами. Здешние улицы порой поднимаются по достаточно крутым склонам, вписываясь в живописный горный пейзаж.

Экскурсия по городу может доставить море удовольствия. Здесь удивительным образом сочетается множество различных традиций и культур. Архитектура отличается удивительным переплетением испанского, немецкого, голландского и индейского стиля построек.

Здесь гармонично сочетаются небоскребы «нового города» и великолепная колониальная архитектура «старого города».

Северная часть Кито представляет собой современные жилые новостройки и бизнес-центры с высотными зданиями оригинальной архитектуры из стали, алюминия и стекла, в которых размещаются правительственные учреждения, банки, офисы иностранных компаний, а также комфортабельные отели на всякий вкус.

Ночной Кито

В историческом центре сохранилось множество древних колониальных памятников. Южную часть города занимают старые жилые кварталы, куда без местного сопровождающего лучше не углубляться.

В любом районе столицы Вам обязательно встретятся несколько храмов, особенно много их в «сердце города». Старый Кито просто завораживает своими церквями, монастырями и часовнями, манит живописными узкими улочками с невысокими колониальными строениями, возведенными из камня и необожженного кирпича.

Кито часто называют «Городом церквей», ведь их здесь насчитывается более 80!

К числу достопримечательностей, обязательных для посещения, можно отнести собор Сан-Франсиско и монастырь при нем (исп. Cathedral del San Francisco; XVI в.), самые древние в стране. Колокольная башня Basilica del Voto Nacional — одно из замечательных мест, откуда открываются превосходные виды на город.

Впечатляющим сооружением является вызывающая восхищение церковь Ла-Компания (исп. Iglesia de La Compania de Jesus), oдин из старейших храмов города, возведенный иезуитами в 1605-1768 гг. Этот храм с замысловатым фасадом, вырезанным из вулканического камня, признан самым красивым церковным сооружением Эквадора. На отделку внутреннего помещения храма было использовано около 7 тн золота.

В старом центре стоит посетить поистине уникальный современный собор Саградо Корасон (исп. Iglesia del Sagrado Corazon) — одно из самых высоких зданий в Южной Америке, со смотровой площадки которого открывается весь город, как на ладони.

В историческом центре расположено 3 площади: Пласа Сукре (исп. Plaza Sucre Quito), Пласа Боливар (исп. Рlaza Вolívar) и Пласа Индепенденсия (исп. Plaza Independencia, «Площадь Независимости») с Дворцом правительства (1747 г.)

В центре Площади Независимости возвышается колонна Свободы, воздвигнутая в 1908 г. в честь героев 10 августа 1809 г., провозгласивших независимость страны. Здесь же находится Кафедральный Собор (исп. la Сatedral de Quito), важнейший религиозный символ католической общины столицы. Он не похож ни на какие другие Соборы в Южной Америке. Храм делится на две части: в одной, предназначенной ранее для белых людей, сегодня располагается музей. Именно в здешнем склепе покоится генерал Антонио Сукре, национальный герой, борец за независимость Эквадора, ближайший соратник . Вторая часть Собора предназначалась для местных индейцев, сейчас она открыта для верующих и туристов. Фасад Собора украшен гордой надписью: «Честь открытия Амазонки принадлежит Кито!»

В квартале от площади Независимости находится монастырь Сан-Агустин (исп. el Monasterio de San Agustín; 1627 г), в котором хранится богатое собрание картин художников «Школы Кито». Еще монастырь гордится тем, что именно в этих стенах был подписан Акт о независимости государства от испанской короны.

В очень тихом районе Амбато (исп. Ambato) расположена Церковь Ла Мерсед (исп. Iglesia de La Merced). Строение, которое относится к колониальному периоду, поражает воображение своим утонченным интерьером и изысканными историческими фресками. Церковь La Merced знаменита старейшими в городе часами, которые украшают ее фасад с 1817 г.

Пожалуй, самая восхитительная площадь столицы — Площадь Сан-Франциско (исп. la Рlaza de San Francisco). Еще до прихода Инков это место было центральной рыночной площадью. Сегодня Площадь Сан-Франсиско, вымощенная крупным булыжником, практически целиком занята величественным ансамблем францисканского монастыря (1534-1650 гг.), который считается самым большим сооружением, построенным испанцами на колониальных территориях Южной Америки и образцом испано-американской архитектуры XVI-XVII вв. Это самый интересный памятник местной церковной архитектуры.

Собор Сан-Франциско (воздвигнутый в честь Святого Франсиско, небесного покровителя города) считается самой старой базиликой Эквадора, его строительство началось сразу после основания Кито на древнем фундаменте Дворца Инков. Вместе с музеями, садом, фонтанами и внутренними двориками комплекс Сан-Франциско занимает площадь почти 30 тыс. м². Стены Собора украшены позолоченным деревом и изображениями святых, знаменит на весь мир главный алтарь, роскошно декорированный золотом. В Соборе нашли последний приют видные деятели и известные конкистадоры колониальной эпохи, а также сыновья Атауальпы (исп. Atahualpa), последнего правителя Инков.

На площади Plaza Grande расположена президентская резиденция, которую можно посетить в составе экскурсии. Это величественное сооружение — яркий пример мирового архитектурного искусства. Безумное восхищение вызывает роспись, выполненная искусными художниками много лет назад, до сего дня сохранившая свою прелесть и некоторое щегольство.

Находящийся неподалеку (Basilica del Voto Nacional), построенный в конце XIX в. Базилика считается самым большим готическим костелом во всей Латинской Америке. Собор выполнен в европейском стиле, сильно напоминая Парижский Нотр-Дам-де-Пари, поражая своей монументальностью и восхищая какой-то нереальной возвышенностью. Фасад храма украшен не традиционными средневековыми горгулиями и химерами, а животными, которые водятся в Эквадоре: обезьянами, пеликанами, черепахами и пр. Но главным украшением базилики являются две устремленные ввысь колокольни, каждая по 115 м. высотой. Стоит осмотреть внутренний интерьер базилики с красочными витражами, а затем непременно подняться по крутым ступенькам винтовой лестницы на самую высокую смотровую площадку в городе и получить замечательную возможность увидеть всю столицу Эквадора с головокружительной высоты.

Чуть далее стоит церковь Ла-Компания-де-Иисус (исп. La Compania de Jesus; 1605-1765 г.), одна из самых богатых на континенте. Ее возводили иезуиты, они не пожалели средств: только на украшение внутреннего убранства было израсходовано около 7 тн золота (опять-таки). Фасад церкви, выполненный в стиле барокко, оформлен изящной резьбой по камню. Грациозный фасад снискал храму славу «каменной жемчужины Кито».

В столице Эквадора отлично уживаются ультрасовременные новостройки с древними архитектурными шедеврами; от широких бульваров, переходящих в светлые площади, усаженные цветами и гигантскими пальмами, отходят извилистые мощеные улочки с маленькими домиками, со старинными металлическими витыми фонарями.

От центральной площади Независимости можно попасть на одну из самых старых пешеходных улочек города: крутая, узенькая Ронда (исп. Calle de la Ronda) считается символом старого города. Раньше здесь проживали зажиточные испанцы, а в период республиканской эпохи - городская богема (поэты, художники, музыканты). Сегодня улица, как и прежде, застроена одно- и двухэтажными домами с изящными балкончиками, обильно украшенными цветами. Недавно красивую туристическую улицу реконструировали.

К северу от колониального центра, между «старой» и «новой» частями города, лежит парк Ла-Аламеда (исп. Рarque La Alameda) с монументом С. Боливара, красивым озером, музеем и астрономической обсерваторией. Недалеко отсюда располагается еще один парк, Ель-Эхидо (исп. Рarque El Ejido) — любимое место прогулок горожан. По выходным и праздничным дням здесь организуются выставки и вернисажи, где местные художники продают свои картины.

В мегаполисе есть достопримечательности, созданные природой. В южной части находится небольшой холм Эль-Панесильо (исп. El Panecillo; означает «Булочка»). В эпоху инков на вершине этого холма возвышался Храм Солнца, которому поклонялись коренные индейцы. Теперь там, на высоте 3016 м. над у/м, сооружена огромная Статуя Девы Марии (исп. Virgin of El Panecillo), которая считается святой покровительницей Эквадора. Стоит отметить, что окрыленная Дева, высота которой составляет около 30 м., на сегодняшний день является высочайшей алюминиевой скульптурой в мире. Киотцы очень гордятся своей крылатой Девой, холм «Булочка» является их излюбленным местом отдыха, откуда можно полюбоваться захватывающими горными и городскими пейзажами.

Другая природная достопримечательность Кито — двуглавая гора Пичинча (исп. Guagua Pichincha). 24 мая 1822 г. в долине у ее подножия произошла решающая битва, принесшая Эквадору освобождение от колониального ига. На склоне горы в память об этой победе был установлен обелиск: на красном граните высечены барельефы Симона Боливара (лидера освободительного движения) и боливийского маршала Сукре, возглавлявшего отряды патриотов.

Обязательно стоит посетить холм Круз Лома (исп. Cruz Loma; 4053 м. над у/м), поднявшись на «Телеферико» (канатная дорога), оказавшись на самой высокой точке столицы, даже выше облаков.

Столица является культурно-образовательным центром страны. Здесь располагаются два университета Эквадора: Центральный Университет (осн. в 1769 г.) и Католический Университет (осн. в 1946 г). В городе имеются: Национальная консерватория, Школа Изящных Искусств, Национальный женский колледж, Национальная политехническая школа, Латиноамериканский Центр по подготовке журналистов, Женский педагогический институт, Центр изящных искусств и хореографии. Надо упомянуть государственную Академию наук и Медицинскую Академию. Астрономическая обсерватория Кито является старейшей в Южной Америке.

В Кито роде действует ряд государственных музеев, среди которых: Исторический, Искусств, Национальный, Антропологический музей «Антонио Сантьяна» (основан в 1925 г.), музей Археологии и Этнографии (осн. в 1950 г.), Национальная художественная галерея (осн. в 1969 г.). Очень интересен Музей индейской цивилизации, одним из самых ценных экспонатов которого считается изображение языческого Бога Солнца (V в. до н. э. - VB. н. э.), наделенного человеческими чертами лица.

Музей Музыкальных инструментов представляет обширную коллекцию в 4 тыс. экспонатов: инструменты доинкской и колониальной эпох, а также европейские образцы.

В музее Каса-де-ла-Культура-Экваториана (исп. Сasa de La Cultura Ecuatoriana; «Дом эквадоской культуры») экспонируются коллекции керамики доколумбовых эпох, коллекции изделий из золота и средневековые картины на духовную тематику.

Очень занимательной станет экскурсия в Вивариум, что на улице Реина-Виктория (исп. Сalle Reina Victoria) в «новом городе», который посвящен рептилиям и амфибиям Эквадора: здесь содержатся целые семейства черепах, змей, игуан и лягушек. Гордостью Вивариума считается редкая Фер-де-Ланс (Fer-De-Lance) — вид американской копьеголовой змеи, одной из самых ядовитых в Южной Америке.

В столице размещены крупнейшие библиотеки страны: Национальная, (осн. в 1792 г.), Муниципальная и библиотека Центрального Университета.

В столице есть несколько театров, Дом эквадорской культуры, множество кинотеатров.

Любителям клубных тусовок вечером можно прогуляться в районе улицы Амазонас (исп. Avenida Amazonas), где сосредоточены увеселительные заведения. На этой улице, кстати, всегда стоят очень заманчивые афро-эквадорские жрицы любви.

Оказавшись здесь, невозможно не посетить культурно-развлекательный комплекс Ciudad Mitad del Mundo («Середина мира»), расположенный в 24 км к северу от столицы, прямо на экваторе. Здесь расположено огромное количество ресторанов, магазинов и Музей этнографии и культуры. Здесь же установлен 30-метровый монумент, отмечающий нулевой меридиан — высеченный из серого камня глобус, установленный на пьедестале. Площадка перед монументом, усыпанная гравием, разделена пополам железной цепью, протянутой по земле: только в этом месте, сделав лишь один шаг, можно из южного полушария перенестись в северное, и наоборот.

Ciudad Mitad del Mundo («Середина мира»)

Отсюда открывается волшебный вид на древний потухший вулкан Пулулагуа (исп. el Volcán Рululagua), который считается крупнейшим в Южной Америке: диаметр его кратера составляет около 5 км. Благоприятный микроклимат, плодородная почва, богатое многообразие растительного мира (более 260 видов растений) на дне кратера явились причиной создания здесь в 1966 г. заповедной зоны. Неподалеку лежат живописные руины Румичо Инка и уникальный археологический комплекс Кочаски (исп. Cochasqui; XIII в.), состоящий из древних пирамид и погребальных курганов.

Отъехав от Кито всего на 50 км, можно побывать в уникальном заповеднике Миндо (исп. la Reserva Nacional de Mindo), являющийся объектом защиты ЮНЕСКО. В заповеднике, раскинувшемся на площади более 50 км², нашли отражение практически все существующие на земном шаре климатические зоны. Здесь можно насладиться великолепными пейзажами и посетить уникальный «Музей бабочек и колибри». В ресторане заповедника Вам предложат изысканный обед, в который включены блюда, приготовленные только из экологически чистых продуктов.

Недалеко от города, на высоте 4 тыс. м. находится уникальная база отдыха с термальными бассейнами, вода в которых богата минералами и нагревается от энергии вулканов. Погревшись в приятной и полезной для здоровья воде бассейна, можно нырнуть в ледяную горную речку, а потом перекусить в уютном ресторанчике, где кроме вкусной, экологически здоровой пищи, Вам предложат богатое разнообразие свежевыжатых соков из экзотических тропических фруктов.

Безусловно, о стране многое может рассказать отношение нации к животным. Поэтому стоит посетить местный Зоопарк (исп. el Zoologico de Quito), расположенный в 29 км к северу от столицы, в городке Гуаябамба (исп. Guayabamba). Помимо того, что животные обитают в просторных вольерах, у зоопарка есть несколько преимуществ, которых больше нет почти нигде.

Во-первых, оранжевые лапки, которыми размеченные дорожки зоопарка, указывают путь, поэтому здесь Вы не пропустите ни одно из животных.

Во-вторых, парковые обзорные площадки, с которых открываются восхитительные виды.

В-третьих, здесь воссоздана эко-система высокогорного леса, который занимает всего 200 м². На этом «пятачке» растет более 100 видов представителей эквадорской флоры. Чтобы растениям было максимально комфортно, здесь при помощи распылителей воды постоянно поддерживается необходимый уровень влажности. Гордостью здешнего зоопарка являются гигантские черепахи с . В зоопарке обитает редкое животное — онцилла или тигровая кошка (исп. Тigrillo). Здесь можно увидеть редких Саймири или Беличьих обезьян (лат. Saimiri), а также медведей, львов, оленей, мангустов и множество др.

Очень любопытный случай, произошедший в Кито

Началось все 30 октября 1938 г. Этот день вошел в историю США, как «день ужаса»: накануне праздника Всех Святых радиослушатели станции Си-би-эс (CBS) были шокированы, услышав «прямой» репортаж о том, что на Америку напали марсиане. Сообщение сопровождалось жуткими подробностями вторжения: стрельба, взрывы, ужасные крики.

Страна запаниковала! Люди убегали, бросались из окон, спешно покидали страну. Лишь к вечеру выяснилось, что это была радиопостановка по роману Г. Уэллса «Война миров», позже занявшая почетное место в списке великих мистификаций. А режиссер постановки О. Уэллс (однофамилец знаменитого писателя) вошел в историю, как «Человек, напугавший Америку».

Спустя 11 лет, другой человек, композитор и поэт Леонардо Паэз (исп Leonardo Paez), работающий на «Радио Кито», решил «напугать» родной Эквадор, повторив шутку, 12 февраля 1949 г. ровно в 21:00 программа столичной радиостанции была прервана шокирующим сообщением: марсиане приземлились в 20 км от Кито.

Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Даосского монастыря Ляо Шифу

Даосская тема в Москве, сегодня, пожалуй одна из самых таинственных и мистифицируемых, в следствие чего мой интерес к жизни «настоящих» даосов был гигантским.

Жизнь даосских монахов проста и неискушённый взгляд мирянина с трудом отличит быт монахов даосских от жития монахов православных. Храм состоит из 2-х этажей. Земной этаж - первый, занимают женщины, 2-й этаж, - небесный занимают мужчины-монахи. Даосские монахипридерживаются строгой аскезыи вегетарианского питания.

Встают монахи в пол-пятого, проводят утреннюю службу, после чего монахи женщины отправляются готовить еду, а монахи мужчины отправляются либо работать на стройке, либо на поле. Своими глазами я не видел в храме никаких массовых медитаций, занятий цигун, ушу и т.д. Костя, посетивший Китай более 30-и раз сказал, что в каждом храме всё по-разному, но в целом так построен быт всех монастырей, где он был: сурово и просто. Образ монаха, медитирующего между тренировками по ушу или тантрическими упражнениями - связан с реальностью весьма условно. И эта связь в большинстве случаев обусловлена экономикой. Действительно в Китае есть монастыри, типа Шаолиня, где обучают ушу (чаще всего европейцев и американцев), но в большинству монастырей этих не более 30-и лет и создаются они обычно на подобие туристические центры.

В каждом монастыре свои правила. В силу коммерциализации Китая, в горах становится всё больше монастырей «гостиничного типа». Там фиксированные таксы за проживание и удобства 3-х звёздочного отеля. Наш монастырь принадлежал к другой категории. Монахи приютили и кормили нас, так же как кормили бы любого другого путника. Фиксированной таксы не было. Каждый оставил на пожертвование столько, сколько считал нужным.

Кроме денег я оставил монастырю в подарок несколько картин, которые в монастыре же и нарисовал. Китайцы были очень удивлены, что европейцы «тоже так умеют». Настоятелю Ляо Шифу картины очень понравились и он украсил их каллиграфическими надписями (Ляо Шифу - великолепный каллиграф). Ляо Шифу предложил мне в следующий раз приехать с печатью.

Что же касается монахов нашего монастыря, то каждый монах выбрал свой вид практики. Вот настоятель Ляо Шифу, кроме всех прочих своих функций по вечерам занимался каллиграфией, писал молитвы и заряжал амулеты. Как я уже писал выше,

настоятель был настоящим мастером каллиграфии, он безупречно писал иероглифы, состоящие из десятков черт кончиком кисти. Каждый иероглиф был не больше четверти моего мизинца по площади. Вечер даосы проводили в основном «по комнатам». Конечно же, что там даосы делали в кельях, я не знаю. Говорю только то, что я видел. Насколько я понял, даосы придерживаются в основном принципа трудотерапии, как и наши православные монахи.

Вторая служба в даосском храме проходила в 18.00, на закате. После ужина рабочие, которые помогали реконструировать храм собирались у телевизора и за чаем и сигаретами смотрели китайский теле-сериал про гражданскую войну. Сюжет был невероятно затянут и вымучен, хуже чем в мексиканских 2000-серийных драмах, снято было ужасно но китайцы не могли оторвать глаз от голубого экрана и бурно обсуждали сюжетные повороты. Иногда к телезрителям присоединялся и Ляо Шифу.

Ляо Шифу - крайне уважаемый человек. На выходных монастырь наполняют толпы мирян из близлежащего города, жаждущих получить аудиенцию настоятеля и он принимал всех. Среди мирян были и бизнесмены и мамы с малолетними детьми и многие другие. И всё же, несмотря на свой высокий сан, настоятель Ляо был очень прост в общении, открыт и крайне приветлив. В первое же утро, наставшее после нашего приезда, за чаем я попросил настоятеля Ляо Шифу ответить на наши вопросы. Он великодушно согласился. Ему более 45 лет а выглядел он максимум на 30. Ляо - это имя настоятеля, Шифу, с китайского - «главный». Но в следствие влияния массовой мульт-культуры на мой ум, иначе как «мастер Шифу» я его не называл (памятуя о мультике «Кунфу панда»).

Передаю нашу беседу за чаем как можно более правдиво. Хотя, могу Вам сказать, что общался я с Ляо Шифу через переводчика Олега. А Ляо говорил на одном из южнокитайских диалектов и переводчик иногда не мог понять слова Ляо. Плюс надо учитывать, что кое-чего я и сам мог исказить, т.к. записал этот разговор лишь через неделю после тогокак он имел место быть.

Я: - Я слышал, что бывает несколько видов Даосов, есть те кто живёт по одиночке а есть целые монашеские общины, правда ли это? И в чём разница между ними.

Ляо Шифу: - Даосизм никак не привязывает к жизни в монашеской общине. Всё равно каждый практикует по отдельности, каждый ищет свой собственный путь и практикует по-своему. Некоторые в качестве практики выбирают помощь другим людям и следуют своему пути, помогая другим и принимая помощь от других. Эти люди обычно идут в монастырь. Другие же смельчаки уходят в горы и живут там наедине с природой и таким образом сами решают свои проблемы, без вовлечение в этот процесс внешних людей. Некоторые такие отшельники дожили до 200 лет и живы до сих пор. Но в любом случае каждый проходит свой путь самостоятельно, просто разные люди выбирают разные виды практик.

Я: - Ляо Шифу, а почему вы выбрали именно Даосизм?

Ляо Шифу: - Даосизм самое древнее культурное течение Китая и всегда был указующим перстом развития нашей страны. Даосизм помогает найти свой путь в жизни. (Так же он сказал ещё несколько фраз, но увы, возможности наших переводчиков были ограничены)

Я: - Ляо Шифу, скажите а в чём состоит принцип даосского недеяния?

Ляо Шифу: Принцип недеяния состоит в адекватности реальности. В умении слушать внешний мир и адекватно реагировать без промедления, следуя лишь своему пути, а не своим эгоистическим порывам. То есть, делая не то что хочется сделать, ато что будет адекватно внешним условиям. Например, когда едешь на машине так же можно следовать принципу недеяния, то есть вовремя адекватно реагировать на внешние факторы, а не давить на педаль когда вам хочется давить и поворачивать когда хочется повернуть, так же не стоит цепляться за правила дорожного движения. Надо просто быть внимательным и адекватным и тогда это будет недеяние, тогда будете следовать своему жизненному пути и не собьётесь.

Я: - Я слышал что недеяние так же является разновидностью практики. Например, - перебор риса и гречки, или красной фасоли от белой. Правда ли это?

Ляо Шифу: - Я про такие практики ничего не слышал. Но вообще принцип недеяния применим к любой деятельности.

Я: - Ляо Шифу, многие в Москве под Даосизмом понимают различные разновидности телесных, тантрических и сексуальных практик. Скажите, практикуют ли даосы такие разновидности практик?

Ляо Шифу: - Я слышал, что в древностидаосы практиковали нечто подобное, но эти практики, особенно те что связаны с сексом, были крайне опасны и те кто ими занимаются редко избегали падения и в большинстве случаев сворачивали со своего пути. На моей же памяти Даосы принимают обет безбрачия и сексуальных практик не применяют, дабы избежать того безобразия когда люди выдают одно за другое и не следуют в результате своему Дао, а лишь своему эго, как это происходит … в вашей Москве.

Я: - У нас в Москве я часто слышал о Даосах невероятные магические истории. Скажите, содержит ли даосизм магическую, мистическую часть, например магию талисманов.

Ляо Шифу:Путь Дао - един, и обычный быт и магия талисманов и многое другое, всё это является частью пути и должно гармонично сочетаться друг с другом. Если одна из частей начинает сильно перевешивать, человек сбивается с пути.

Я: - У нас в Москве очень много говорят про Фен шуй, можно купить много книг но авторы в большинстве случаев русские или американцы. Что вы слышали про фен шуй, как фен-шуй применён при строительстве этого храма, и применён ли?

Ляо Шифу: - Если вы хотите изучить фен шуй, вам нужно найти хорошего учителя и следовать по его стопам и всячески избегать чтения книг по этой теме. Дело в том, что в Феншуй очень много творчества, каждый мастер имеет своё понимание феншуй отличное от понимания другого мастера. Вот например как было с этим храмом: Основан он был в конце 70-х на тропе ведущей к святому горному роднику. Изначально приглашали мастера по фен-шуй и спросили его, можно ли построит здесь храм. Он подумал, посмотрел и сказал, что здесь «не фен шуй» и место непригодно. Строительство храма отложили.

Спустя несколько лет пришёл другой мастер и сказал, что это место идеально подходит для храма, после чего храм и начали строить.

Воодушевлённая интересной темой, наша спутница Лена, которая была ученицей известных московских мастеров фен шуй Мая Богачихина и Бронислава Виногродского начала спрашивать у Ляо Шифу про феншуйные мелочи, например про монетку которая колеблется на нитке, подобно маятнику и каждый раз Ляо Шифу делал круглые глаза и говорил что ничего подобного ранее не слышал.

В разговоре было затронуто ещё множество тем, но они не носили для меня характера особой важности.