Ялта канатная дорога на ай петри автобус. Гора Ай-Петри в Крыму: как добраться и что посмотреть

Встречаются на Крымском полуострове уголки, буквально притягивающие путешественников, ставшие его неизменными символами. За множество лет они обросли всевозможными историями – и страшными, и романтическими, как следствие, пребывание там дает возможность испытать сразу множество разнообразных впечатлений. Таким местом является гора Ай-Петри в Крыму. Фото этой возвышенности нередко украшают различные сувениры.

Где находится возвышенность в Крыму?

Строго говоря, она возвышается не над Мисхором, а скорее над и . Но зато именно из первого на ее вершину можно попасть напрямую – с помощью канатной дороги. Из крупных курортов ближе всего находится Ялта: Ай-Петри входит в состав территории .

Хотите окунуться в настоящий ледяной мир? Читайте материал про .

Ай-Петри на карте Крыма

Заповедные кручи символической горы

Фактически Ай-Петри – не один пик, а целый горный комплекс, в состав которого входит также Ай-Петринская яйла (плоскогорье) площадью около 300 кв. км. Она является потухшим вулканом, сильно разрушенным временем, воздействием веков гора обязана знаменитыми «зубцами» — острыми скалами до 80 м высотой возле вершины. Они придают Ай-Петри весьма узнаваемый вид. С 1947 г. зубцы официально считаются памятником природы.

Она не является самой высокой на полуострове, но все же достаточно высока. Высота над уровнем моря пика Бедене-Кыр («Перепелиная гора»), считающегося главной вершиной массива, составляет 1234 м. Но возвышенность Рока выше – 1346 м. Вершина Ай-Петри считается самым туманным местом в Крыму, здесь часто «ночуют» облака. Одновременно это и самый ветреный уголок полуострова, что следует учитывать, собираясь на экскурсию.

Ай-Петри в легендах Крыма

Название массива зачастую связывают со средневековым монастырем святого Петра (название переводится с греческого именно так), остатки строений которого еще сохранились на вершине.
Но есть и другая легенда, рассказывающая историю о своеобразных крымских Ромео и Джульетте. Начало, как у Шекспира: двое влюбленных, которым родители запретили быть вместе. Юноша и девушка решили покончить с собой, чтобы воссоединиться на том свете, и поднялись на гору, чтобы броситься со скал.

А дальше развитие сюжета пошло по другому пути. Оказалось, что удобная площадка на вершине очень мала и двоим на ней никак не поместиться, придется прыгать по одному. Юноша, как подобает мужчине, шагнул в пропасть первым и разбился на камнях. А девушка, увидев, что смерть не так романтична, как ей казалось, передумала. Парня из легенды, естественно, звали Петром, а название горы объясняется как подражание вскрику девушки, увидевшей самоубийство любимого. Мужчины же в христианских странах с тех пор всегда стараются пропускать дам вперед….

Прогулка на Ай-Петри – экскурсия с характером

Отзывы туристов ясно свидетельствуют, что гора Ай-Петри в Крыму может подарить незабываемые впечатления, но при этом требует достаточно крепких нервов. Как известно, таковыми может похвастаться далеко не каждый. Собираясь в поездку, лучше взять с собой теплую одежду,
поскольку в горах в принципе прохладнее, чем внизу, а ветры и туманы Ай-Петри уже упоминались

Вторая необходимая вещь – фотоаппарат. С вершины открываются потрясающие виды на массив, леса и Ялту, так что фото с Ай-Петри будут жемчужиной любой коллекции. Можно наверху сфотографироваться и с интересными животными либо же верхом на верблюде. А вот чего лучше не брать, так это шляп и зонтиков: скалы Ай-Петри буквально усеяны ими, достать «украденную» ветром вещь невозможно.

Частью экскурсии на вершину может стать – своеобразный рекордсмен по безопорному расстоянию перемещения. «Трамвайчики» дороги имеют очень большие окна, что позволяет начать любоваться пейзажами уже по пути. Ограничением может стать боязнь высоты – страдающим ею такой дороги не выдержать.

Чем еще привлекателен символ Крыма?

С высоты плато можно увидеть Ялту во всей красе и отличные панорамы горного Крыма, включая . Вы даже сможете разглядеть знаменитое . Виды с Ай-Петри принято считать едва ли не наиболее красивыми на полуострове. Экскурсия подразумевает и прогулку по лесу, где растут редкостный клен Стевена и крымская сосна (ветер сделал многие деревья похожими на японские бонсаи – приземистыми,
мощными и корявыми), и возможность добраться до «зубцов», и взглянуть на курорт с .

Для любителей острых ощущений здесь устроен аттракцион – между двумя «зубцами». Новинка пользуется популярностью, но перемещаться везде следует с осторожностью – горы шуток не любят. Хотя на туристических тропах установлены поручни, их крепость ограничена – это связано с заповедным статусом территории, следовательно, лучше надеяться не на них, а на собственную осмотрительность.

Организованы на горе и маршруты для подъема альпинистских групп, причем разной степени сложности. На плато Ай-Петри не возникнет проблем с тем, чтобы отдохнуть и перекусить – всевозможных кафе и шашлычных здесь хватает, причем на самый разный вкус и кошелек. Нетрудно купить и , причем опытные туристы утверждают, что цены на вершине предпочтительнее, чем внизу.

Как добраться до Ай-Петри?

В организации такой экскурсии остро стоит вопрос относительно того, как добраться. Гора Ай-Петри в Крыму достаточно труднодостижима. Самый быстрый способ – канатка из Мисхора. Цены на проезд достаточно высоки, но зато поездка занимает всего 20 минут.

Можно также добираться маршруткой из Ялты либо на частном автомобиле. Собственной машиной нужно ехать по трассе на . Но нужно знать, что дорога представляет собой сплошной «серпантин», так что для неподготовленного водителя условия экстремальные, а пассажиры тоже могут понервничать. По карте путь предстоит проделать такой.

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

Гора Ай-Петри является одним из самых популярных мест Крыма и одной из его визитных карточек. Так же как и знаменитая канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри», которая делает посещение горы легкодоступным. Название горы греческих корней и означает «Святой Петр». Высота горы Ай-Петри в 1234 м даст вам возможность насладиться отличными панорамами и почувствовать разницу между субтропическим и горным климатом.

Как добраться до Ай-Петри

Гора Ай-Петри является одной из вершин Ай-Петринской яйлы, располагается над городом Алупка и поселком городского типа Кореиз (Мисхор не является отдельным населенным пунктом, а включен в состав Кореиза).

Канатная дорога на Ай-Петри

Официальное название канатной дороги на Ай-Петри — «Мисхор – Ай-Петри». Канатную дорогу можно считать отдельной достопримечательностью. Время работы с 9:00 до 17:00 на подъем и до 18:00 на спуск. Без перерыва и выходных. Только весной закрывается на профилактические работы. Актуальные цены и новости можно посмотреть на официальном сайте канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» .
Канатная дорога состоит из трех станций: «Мисхор» (располагается на высоте 86 м над уровнем моря) — нижняя станция, «Сосновый бор» (304 м) — средняя станция пересадки и верхняя станция «Ай-Петри» (1152 м).
Путешествие по канатной дороге начинается с нижней станции «Мисхор».

Название от одноименного селения Мисхор, которое сейчас не является самостоятельным и включен в состав поселка городского типа Кореиз. Сейчас Кореиз, Гаспра, Алупка, Семеиз располагаются так плотно друг к другу, что сложно визуально выделить один от другого. И все они, кстати, входят в городской округ Ялта. Поэтому когда мы выезжали из Алупки, то было не понятно, выехали ли мы из нее и въехали ли в Кореиз, было ощущение единого населенного пункта. Самое время ответить на вопрос:

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Как добраться до канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри»

  • На машине. С Южнобережного шоссе необходимо около бетонного указателя «72.Севастополь.Ялта.» и АЗС свернуть в сторону Кореиза (Мисхор) на ответвление дороги к Севастопольскому шоссе. Далее по кольцу выходим на Кореизское шоссе, а с него — на Алупкинское шоссе. Немного проехав, вы увидите стенд «Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри». Платная стоянка есть прямо рядом с нижней станцией Мисхор. Может быть, можно поставить машину и на обочине, но дорога там очень узкая и нам было боязно.
  • На общественном транспорте. Автобусная остановка «Канатная дорога», располагается непосредственно у нижней станции «Мисхор» и территориально принадлежит Кореизу. На ней останавливаются автобусы маршрутов № 102 (Автовокзал Ялты — Воронцовский парк Алупки) и №132 (Вещевой рынок Ялты – Воронцовский дворец Алупки). Интервалы движения: 15-30 мин.

Длина канатной дороги составляет 2980 м. Расстояние между нижней станцией «Мисхор» и средней станицей «Сосновый бор» — 1310 м. А вот расстояние между средней станцией и верхней «Ай-Петри» уже 1670 м, и нет ни одной опорной вышки. Часто встречается информация, что это самый длинный безопорный пролет в Европе, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Так же встречается информация (Википедия), что есть канатная дорога Reiteralpe которая обгоняет канатную дорогу «Мисхор — Ай-Петри» по этому показателю. На счет книги рекордов Гиннесса проверить информацию доподлинно не удалось, а вот канатная дорога Reiteralpe действительно есть и находиться она в Германии в населенном пункте Оберйеттенберг (Oberjettenberg). Длинна канатной дороги Reiteralpe 2100 м, а длинна ее безопорного пролета 1980 м, и введена она в эксплуатацию в 1965 году.

В то время как канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» в 1967 году только начала строиться, в 1987 году первыми пассажирами была приемная комиссия, а введена в эксплуатацию она только в 1988 году. Получается, что в то время, когда была построена канатная дорога в Крыму, в Германии Reiteralpe уже была. Другое дело, что канатная дорога Reiteralpe используется техническим центром бундесвера, это военно-технический объект, соответственно, не уверен, что простым туристам получится прокатиться на этой канатной дороге. С этим же, наверное, и связана ее малоизвестность. Соответственно, можно однозначно сказать, что канатная дорога в Крыму «Мисхор – Ай-Петри» действительно обладает одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе и уж точно на первом месте по этому показателю из общедоступных.

Мы прибыли к нижней станции в 14:00 и довольно быстро пошли на посадку, но иногда бывают и большие очереди, особенно в сезон. Подъем происходит в среднем за 15 минут. На станции «Сосновый бор» пересаживаемся в следующую кабинку. Отсюда же операторы управляют канатной дорогой.



Канатная дорога маятникового типа, курсируют 4 кабинки в противофазе. Угол подъема кабинки возле горы 46 градусов. И это один из самых волнующих моментов, когда кабинка снижает скорость и вплотную подходит к стене горы.







Тропа к скалам «Зубцы»

После выхода с верхней станции, не долго думая, мы направились к главной достопримечательностям, на вершину и к скалам «Зубцы».



По пути встречается еще одна достопримечательность — клен Стевена. Данному дереву около 250 лет. Эти деревья являются эндемиками Крыма, то есть встречаются только на территории Южного берега Крыма. Этот вид был открыт Стевеном Христианом Христиановичем, российским ботаником шведского происхождения, первым директором Никитинского ботанического сада.

Идти до вершины недалеко, всего 500 м, периодически попадаются приободряющие знаки.

Выходим к вершине.





Подвесные мосты на скале «Зубцы»

Самый знаменитый символ Ай-Петри — это скалы Зубцы. Эта группа скал высотой 60-80 метров является древним рифом. Скалы образованы результатом выветривания пород неустойчивых известняков.

К одной из скал на летнее время делают подвесные мосты, по которым можно пройти со страховкой. Естественно, это развлечение платное – 500 рублей. В зимнее время подвесные мосты убирают, их просто может сорвать порывом ветра. Гора Ай-Петри славится своими сильными, порывистыми ветрами и является самой ветряной точной Крыма. Максимальная зафиксированная скорость 50 м/с.









Кроме того, для любителей воздушных процедур и приключений на вершине Ай-Петри организованна трасса троллей.

Вершина горы Ай-Петри

Высота горы Ай-Петри — 1234 м, и она является не самой высокой горой Ай-Петринской яйлы. Самой высокой является гора Рока (1346 м).

Ну и конечно, самое главное, зачем все поднимаются на гору Ай-Петри — это великолепные панорамы и виды.







И большой плюс Ай-Петри в том, что не надо обладать навыками альпиниста или идти в долгий и не простой для каждого поход, или даже брать дорогую экскурсию с заброской на внедорожнике (лошадях), чтобы оказаться на такой высоте с подобными красотами. Гора Ай-Петри доступна каждому. Конечно, в этом есть и свои особенности: посещаемость Ай-Петри очень высока. Но без этого никак: либо одно, либо другое. Кто же вдохновился высотными красотами, может посетить и другие вершины Крыма. Например, вершину высотою 1239 м, которую мы тоже посетили в рамках небольшого похода.

Некоторые фотографии уже можно назвать историческими. Они сделаны в первых числах октября 2016 года. Пространство рядом с верхней станцией очищается от торговых рядов и многочисленных кафе; как будет обустроено оно в будущем — покажет время. Надеемся, что красиво и разумно, с точки зрения сохранения природных объектов. Так же сознательно не писали о стоимости прохода по тропе к зубцам. Это тропа входит в перечень объектов Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Ранее проход был платный, как организовано будет в будущем, тоже покажет время.

Ай-Петринская Яйла

Обернувшись назад, увидим панораму Ай-Петринской яйлы.

Площадь Ай-Петринской яйлы около 300 км2. Климат резко отличается от субтропического климата Ялты. Поднимаясь на Ай-Петри надо это учитывать, температура может быть ниже, чем у моря на 6-10 градусов, одежду надо брать с собой соответствующую. Зимы тут полноценные, снежные и морозы до -25. Соответственно, это одно из немногих мест в Крыму, где возможно катание на горных лыжах, сноуборде и прочих вещах. Горнолыжный комплекс располагается недалеко от радиотехнического батальона, который не заметить не возможно, это белые шары, похожие на обсерваторию.

Так как гора Ай-Петри сложена известняками, то распространен сильный процесс карстования. Проще говоря, на Ай-Петри много пещер и карстовых воронок, провалов. В километре от вершины, и еще ближе от стоянки, расположены три оборудованных для посещения пещеры: Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка. Если есть время, то советуем их посетить. Мы же торопились, решили их посетить в следующий раз, так как в этот собирались в пещеры и , находящиеся на плато Чатыр-Даг. Но для их посещения надо ехать в отдельную экскурсию, а упомянутые три выше — рядом, в этом их несомненный плюс. И для первого ознакомления с пещерными красотами будут кстати.

Ай-Петринская яйла богата на достопримечательности природные и исторические, и, по-хорошему, требует отдельного изучения и осмотра. Наша прогулка на этом заканчивается. Спустились мы так же на канатной дороге, хотя можно было спуститься по серпантину и осмотреть по пути еще несколько достопримечательностей. Это, кстати, отличный вариант, если на канатную дорогу большая очередь, и она уже заканчивает свою работу (к 18:00).

GPS г. 44.448960,34.056196 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°26.937", 34°3.717" (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°26"56.26", 34°3"22.31"

Жизнь тут начинается с 9 утра, когда приезжают первые туристы.

Хотите минимум очередей, быстро пробежаться по основным достопримечательностям, сохранив психическое здоровье? Приезжайте на Ай-Петри с первым вагоном канатки. В это время ещё почти нет голосящих зазывал, от которых так хочется убежать подальше с этого прекрасного места.

Виды

За сосновым лесом виднеются виноградники и море. А потом вдоль крутого обрыва вагончик запрыгивает на самую скалу. На самом верху ощущения непередаваемые. Во-первых, всегда дует холодный ветер. Во-вторых, там страшно. Можно стоять у изгороди и бояться. Потому что Алупка внизу такая маленькая-маленькая, а море сливается с горизонтом... Бывает, что облака лежат ниже вершины, и можно любоваться белым морем из водяного пара, над которым восходит солнце.

И даже если очень страшно — там все равно красиво, можно пришипиться ближе к земле и глазеть туда, вниз.

Еще выше, чем станция канатной дороги! Еще красивее! Еще страшнее!

На верхней станции есть некое подобие площадки для панорамного вида и всё-таки не поленитесь подняться к зубцам Ай-Петри, там виды ещё лучше. Подняться к зубцам можно платной тропой (через базар, 100 рублей с взрослого человека, детям бесплатно) и бесплатной, обойдя рынок севернее через конюшни и далее напрямую к зубцам, если вам не критично посмотреть на тысячелетний тис и клён Стевена. Оплата не за факт поднятия на зубцы, а именно за проход по короткой тропе т.е. наверху билеты никто не спрашивает.

Бесплатный и платный пути на зубцы Ай-Петри:

Ай-Петри на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Ай-Петри лидирует по количеству разрешённых платных мест в Крыму . Тут очень красиво.

Виды с зубцов. Здесь настоящая смотровая площадка!

Особенно здорово очутиться тут в ясную погоду.

С облаками ожидания могут не оправдаться.

Верёвочные мостики

Веревочные мостики повесили совсем недавно, укрепили, сделали страховку и повесили цену в 500 рублей. И это в сентябре 2015 года, почти уже не сезон, летом, говорят, пройтись над бездной стоит намного дороже.

"Там бесплатно можно пройти! В 8 утра или вечером после 18:00, ну да, без страховки, изгородь только перешагните..." — подстрекает местный татарин.

Ещё на Ай-Петри есть три пещерки — Геофизическая, Ялтинская, Трёхглазка (не путать с Трёхглазкой на Чатыр-Даге), вход в каждую 150 рублей. На наш взгляд, эти пещеры значительно уступают по зрелищности Мраморной и Эмине-Баир-Хосар .

Татарский рынок

На вершине совсем иной климат и другой мир, пока два-три часа стоишь в очереди на спуск (в пик сезона — август), можно наесться сладкой пахлавы, напиться ароматного травяного чая, закутаться в пушистый платок по вкусу и выбрать одну самую красивую тарелку из полутора сотен.

"Ложка дёгтя" — до омерзения приставучие татары.

Татары заманивают сфотографироваться с орлом или обезьянкой, покататься на лошадях, квадроциклах и конечно же, покушать... При всех обещаниях — качество кухни далеко от идеала. К тому же, источников питьевой воды тут нет, вся вода привозная, поэтому сомнительная. Однако, на рынке можно выбрать сувениры по вкусу. Торгуйтесь.

Азиатская чайхана, восточный базар с южными же сладостями и пахлавой, тарелочки с татарскими узорами и много-много тулупчиков, платков и валенок — не удивительно, внизу загорают в купальниках, а тут хочется закутаться в одеяло. Заранее возьмите сюда что-то от ветра, чтобы не тратить деньги.

На базаре все яркое и разноцветное, ну как не остановиться поглазеть!

Есть и деликатесы: мед с орехами, варенье из шишек...

Канатная дорога

Канатная дорога с промежуточной станцией. Канатка маятникового типа — означает, что вагончики движутся не по кругу, а навстречу друг другу. Начинает работать с 9 утра. Используется 4 вагона и промежуточная станция, где нужно делать пересадку. Сохраняйте билеты до конца поездки.

Большие вагончики будут поднимать по 40 человек на высоту 1000 метров, сначала вдоль лесистого склона — "Сказочного леса", в котором снимали многие советские сказки, затем выше и выше, на гору между отвесных скал. Ялтинская канатная дорога не сравнится по ощущениям с канатной дорогой на Ай-Петри.

Очередь на нее в августе страшная, но она того стоит. Да и пока стоишь, можно пересмотреть все-все сувениры в многочисленных ларьках. Существенный недостаток — организованные туристические группы проходят без очереди, что несколько странно.

  • Нижняя станция Ай-Петри: N44°25.527" E34°04.229" (44.425450, 34.070483)
  • Верхняя станция Ай-Петри: N44°27.100" E34°03.623" (44.451667, 34.060383)

А в августе 2013 года на канатной дороге Ай-Петри произошла авария, одна из кабинок застопорилась и пассажиров снимали с высоты около 50 метров. Думается, люди получили переизбыток экстрима на всю оставшуюся жизнь и не хотелось бы оказаться в их ситуации.

Очередь вниз еще больше, чем наверх и всё соблазняют спуститься на автобусе. Не поддавайтесь на провокации зазывал! Канатка рулит. Гиды заранее занимают очередь, в то время, как их туристические группы гуляют. Затем приходит 20 человек и вся очередь злобно посматривает на группу. Вам стоит иметь ввиду эту тактику и ближе к концу гулять попеременно.

Чтобы попасть на коралловый риф необязательно ехать в дальние страны. Достаточно посетить крымскую гору Ай-Петри, которая, по мнению некоторых ученых, и есть древний, поднявшийся со дна моря риф. На эту кажущуюся неприступной зубчатую скалу можно заехать на автомобиле. На 1,2-километровую высоту ведут две дороги: серпантин из Ялты и горная, но более пологая из Бахчисарая. Мы с Андреем Приписновым после посещения Ханского дворца, Успенского монастыря и Чуфут-Кале выбрали второй путь. Кстати, есть еще и третий – по воздуху, на канатной дороге из Мисхора.

Маршрут: Бахчисарай – Танковое - Куйбышево – Голубинка – Соколиное – вершина Ай-Петри– Ялта

БЕЛЬБЕКСКИЕ ВОРОТА

На равнине солнечно, а в горах туман и дождь, там климат другой

Проехав Бахчисарай, за поселком Железнодорожное сворачиваем налево, в долину реки Бельбек, и оказываемся в большом каньоне, края которого отмечены отдельно стоящими горами с плоскими вершинами. Это так называемые Бельбекские ворота. Места эти были густо заселены в древности. Вот на той вершине справа византийская Сюйренская крепость, за ней пещерный город Мангуп, столица известного в средние века княжества, слева – пещерный монастырь Качи-Кальон и городище Кыз-Кермен…

Дорогу, по которой мы едем, проложили русские саперы в конце XIX века под руководством инженер-полковника Шишко, который настолько удачно вписал ее в рельеф местности, что в советское время ее только чуть расширили и покрыли асфальтом.

Здешний более умеренный климат без постоянных южнобережных катаклизмов и обилие воды позволяют выращивать в садах, мимо которых мы проезжаем, отменные урожаи. Останавливаемся у торгующей кизилом бабушки, чтобы сравнить вкус садовых ягод с дикими. Да, садовый кизил в два раза крупнее, но вкус у растущего в лесах Южного берега более терпкий и насыщенный.

За Соколиным начинается горный серпантин, плотно обставленный буковым лесом – на поворотах двум легковушкам, не говоря уже об автобусах трудно разъехаться. Слева остается Большой каньон – узкое ущелье глубиной 300 метров, за которым находятся развалины храма Христа Спасителя, справа – водопад Серебряный.

Обращенные в сторону моря грозные скальными стены

Нам некогда спешиваться для посещения этих достопримечательностей. Для этого нужно время, а у нас его в обрез – надо успеть до темноты попасть на вершину Ай-Петри, да и погода на тысячеметровой высоте слишком переменчивая, вот уже начал накрапывать дождь. Кстати, в такую погоду посещение каньона из-за камнепадов очень опасно.

Наконец, когда повороты слегка распрямились и головы, заняв вертикальное положение, перестали напоминать китайских болванчиков, перед нами неожиданно выросли гигантские грибы-дождевики. Это - белые купола Симеизской обсерватории, значит, почти приехали.

ВЫСОКОГОРНЫЙ ТАБОР

Сворачиваем к станции канатной дороги и, не доезжая до нее, останавливаемся на самом краю 1,2-километрового обрыва. Перед нами разворачивается панорама Южного берега Крыма, словно широкоформатный фильм в американском кинотеатре для автомобилей. На переднем плане красавица Ялта, за ней – выступающий далеко в море силуэт Медведь-горы.

Табор на вершине Ай-Петри. Белое треугольное здание - станция канатной дороги.

Зубчатая вершина Ай-Петри совсем рядом, но чтобы на нее попасть надо въехать в обнесенный оградой маленький курортный Лас-Вегас с увеселительными заведениями, напоминающий наличием огромного шатра передвижной цирковой городок и цыганский табор одновременно.

За въезд и стоянку с нас просят по пять гривен. Меня как бывшего местного, лазившего здесь в «застойные» годы бесплатно, это немного коробит (еще один платный вход в Провал!), тем более, что берут дань не крымские татары, а похоже – невесть откуда-то взявшиеся чеченцы.

Познакомившись с заросшим черной бородой контролером и его спутником и окончательно почувствовав себя на восточном базаре, начинаем торговаться: «Ну ладно, Абдурахман и Мухамед, мы журналисты, про вас же напишем, сделайте нам скидку». Они советуются со своим «полевым командиром» и впускают нас бесплатно. Мухамед бежит вдогонку и, запыхавшись, просит вычеркнуть его из блокнота. Делаем ему одолжение (здесь он проходит под другим именем). Парень облегченно вздыхает. «За это машину посторожишь!» – вконец обнаглев, кричим ему. Он в знак согласия машет рукой.

Отсюда открывается захватывающая дух панорама Южного берега Крыма, от горы Аю-Даг - на востоке, до горы Кошка (Симеиз) - на западе

Проходим сквозь строй похожих на бутафорные декорации лавочек и забегаловок. Запах как за кулисами цирка, что неудивительно: здесь десятки лошадей, есть даже верблюды. Отказываемся от поездки верхом к пещере Трехглазка. Проводники сразу теряют к нам интерес, но один из них все же, пытаясь нас заинтересовать, выкладывает последний козырь: «Это любимая пещера писателя...». Имя писателя уносит ветром, нам некогда его переспрашивать. Но каково! Абреки абреками, хоть сейчас в массовку в фильм про разбойников или басмачей, а про писателя выучили - туристический бизнес заставил.

За оградой начинается тропинка на вершину Ай-Петри. Час поздний и будочка в очередной вход в Провал пуста. Опять экономия – по две гривны на брата. Идти недалеко, но быстро не получается – тропинка скользкая, ее камни отполированы до зеркального блеска тысячами туристических ног. Вот и знаменитая зубчатая вершина, растиражированная на тысячах открытках еще с царских времен. Отсюда видна недостающая западная часть панорамы Южного берега: Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка, Симеиз, Голубой залив…

СТО НОЧНЫХ ПОВОРОТОВ

Вершина Ай-Петри считается лучшим местом в Крыму для встречи восхода солнца. С чем, впрочем, можно поспорить - на восточном стороне Демерджи над урочищем Хапхал тоже неслабо, да и на бабуганской Куш-Кае, Караби-яйле и Карадаге...

Но нам суждено было увидеть заход солнца. Здесь он такой же быстрый, как на всем Южном береге: словно кто-то невидимый погасил свет и оставил лишь слабую подсветку в районе Севастополя. А нам, как муравью в мультфильме, еще до своего муравейника надо добираться, причем, как в мультике, - муравейник вроде близко, а до него еще бежать и бежать. Так и Ялта, вот она, под ногами, напрямую до нее не больше трех километров, но чтобы к ней спуститься надо проехать двадцать километров по довольно опасному ночью, не освещенному горному серпантину, да еще под моросящим дождем.

Первый же 180-градусный поворот заставляет относиться уважительно к этой раллийной трассе (здесь проводились Антик-ралли), а таких поворотов, на которых впритык разъезжаются машины, здесь около сотни. С трудом верилось, что здесь развивал скорость до 200 км/ч на «Формуле-1600» Сергей Малик. Правда, на прямых участках, но все же.

Пролетаем мимо водопада Учан-Су и знаменитых в «застойные» годы ресторанов «Лесной» и «Кара-голь», куда народ на самолетах летал из Москвы на пару дней догуливать. И, наконец, крымские сосны расступились, и словно перевернутое звездное небо заиграл перед нами мириадами огоньков Южный берег. И вспомнились почему-то Маяковское – «Пожалте червонец! Ялта».

ЭКИПАЖ. Андрей Приписнов (владелец автомобиля), Александр Ельчищев.
АВТОМОБИЛЬ. Пятидверный хэтчбек ВАЗ-21140 2003 г. в.
МАРШРУТ. Путешествие по Крыму. Горная дорога Бахчисарай - Ялта с заездом на вершину горы Ай-Петри (1234 м).

СПРАВКА

ДОРОГА БАХЧИСАРАЙ - ЯЛТА

Расстояние 74 км. Проехав 5 км после последних домов Бахчисарая в сторону Севастополя, надо свернуть налево на развилке после пос. Железнодорожное, в районе ж/д станции Сирень (Сюйрень). Ориентир – обелиск в честь воинов-освободителей Крыма. Дорога изобилует горными серпантинами, поэтому перед поездкой надо проверить эффективность тормозов. Желательно иметь «противотуманки». Помните: в горах другой климат, нежели на равнине.

АЙ-ПЕТРИ

Гора Ай-Петри, символ Большой Ялты, знаменита своей зубчатой вершиной (ее высота 1234 м). Расположена над Ялтой и Алупкой. В переводе с греческого - Святой Петр (скорее всего, из-за находящегося здесь храма, чьи руины видели путешественники в начале XIX в.) . На вершине – станция канатной дороги, целый увеселительный городок с сувенирными лавками и ресторанами. Стоимость въезда и стоянки автомобиля – 5 гривен (1 гривна равна примерно 4 руб.). Посещение вершины – 2 гривны (цены наверняка изменились).

КАНАТНАЯ ДОРОГА

К вершине Ай-Петри можно добраться на 3-километровой канатной дороге из Мисхора. Время подъема - 20 минут. Людям, боящимся высоты, надо иметь ввиду, что последний, самый высокий участок длиной 1,7 км не имеет опор (он самый большой в Европе), к тому же вагончик сильно раскачивается.

ПЕЩЕРЫ

На Ай-петринском плато (яйле) разведано 35 пещер. Самая глубокая из них - Каскадная (246 м), самая доступная – Трехглазка. К последней организован конный получасовой маршрут от городка на вершине. Время проведения экскурсий с 8.00 до 20.00 ежедневно. Стоимость 40 гривен (следует уточнить, цена дана во время нашего путешествия). Лошадей хватит на всех – их тут несколько десятков.
© Александр Ельчищев
Фото и схема маршрута автора