Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские. Полный обзор росписи на потолке сикстинской капеллы Плафон сикстинской капеллы микеланджело

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Содержание:

Краткая история

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Фрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола , по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.

Роспись Сикстинской капеллы (BriYYZ / flickr.com) Во дворе Сикстинской капеллы (robertsharp / flickr.com) Сикстинская капелла с Купола Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» (Dennis Jarvis / flickr.com) Dennis Jarvis / flickr.com Роспись потолка Сикстинской капеллы (Colin Tsoi / flickr.com) Camille King / flickr.com Camille King / flickr.com Потолок Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com) Dennis Jarvis / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Lisa Cancade Hackett / flickr.com Внутри Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com) Потолок Сикстинской капеллы в ВатиканеMatthew Riley / flickr.com Кадр из документального фильма (Luis Brizzante / flickr.com)

Сикстинская капелла – это не только церковь, которая находится в Ватикане – районе города Рима, но и величайшее произведение искусства.

Слово «капелла» переводится на русский язык как часовня. Но Сикстинская капелла не является часовней из-за определенных специфических особенностей. Это самая настоящая церковь Ватикана.

В оформлении капеллы есть множество сюжетов из Библии от сотворения мира до апокалипсиса. Здесь изображено огромное количество персонажей, начиная от Адама. Над ней трудились знаменитые художники и архитекторы такие как Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Пентуриккио, Гирландайо.

Сикстинская капелла построена и оформлена росписью в эпоху Ренессанса. Микеланджело Буонарроти — автор самых известных фресок в Ватикане, доживших до наших дней (одна из самых знаменитых — «Страшный суд»).

Строилась Сикстинская капелла в XV веке, с 75 года по 83. Возвести Сикстинскую капеллу приказал, сидящий тогда на папском престоле Ватикана Сикст IV. Хотя при этом понтифике появилась инквизиция, вершился суд над еретиками, происходили регулярные сожжения вероотступников, однако, он хорошо относился к науке и искусству.

Сикстинская капелла с Купола Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com)

Среди местного населения были недовольные правлением папы, поэтому новая Сикстинская капелла должна была стать еще и убежищем, помимо всего прочего. Кстати, раньше на этом месте была Великая капелла, от нее остался фундамент и фрагмент нижнего яруса.

Во время строительных работ Сикстинская капелла выросла на 3 этажа. Архитектором капеллы стал Баччо Пантелли, а куратором строительства был Джордже де Дольче.

Так как церковь несла на себе и оборонительную функцию, внешне Сикстинская капелла выглядит достаточно непреступно и скромно. Ее строили в форме прямоугольника по Библейскому описанию храма Соломона, который считается самым первым в истории. Точно соблюдены размеры, указанные в Ветхом завете: 40,9 метров на 13,4.

Вид изнутри

Изнутри Сикстинская капелла в Ватикане разделяется на три части – яруса.

Средний ярус изображает Библейские сюжеты с участием Моисея и Христа. Он был оформлен художниками Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Гирландайо и Россели.

Роспись потолка Сикстинской капеллы (Colin Tsoi / flickr.com)

Верхний ярус был оформлен изображениями правящих понтификов. 11 из них творение Боттичелли. Среди них первый папа Ватикана – Святой Петр.

На самом нижнем ярусе помещены регалии понтифика Ватикана. Над алтарем возвышалась фреска «Вознесение Марии», в настоящее время здесь изображен Страшный суд.

Потолок Сикстинской капеллы был оформлен как небо со звездами. Все это работы художников Возрождения.

Возможно, Сикстинская капелла в Ватикане дошла бы до наших дней в таком виде, в каком она была в те времена. Но на потолке появилась трещина в начале XVI века в результате раскопок для строительства, происходящих неподалеку. И все фрески впоследствии заменили знаменитые работы Микеланджело Буонарроти.

Кто расписывал Сикстинскую капеллу?

Через 8 лет после начала строительства Сикстинская капелла начала исполнять свои функции. Первую мессу здесь отслужили в 1483 году, прославляя Вознесение Марии на небеса.

Кадр из документального фильма (Luis Brizzante / flickr.com)

В начале XVI века, церковь решили реконструировать, заменить старые фрески на новые. Юлий II поручил роспись капеллы Микеланджело Буонарроти.

Сначала знаменитый художник не хотел браться за эту работу, но понтифик умел настоять на своем.

Почему он выбрал именно Микеланджело доподлинно неизвестно, ведь в то время художник специализировался по скульптуре. Есть версия, что Браманте как-то повлиял на правящего тогда папу.

Интересный факт — год рождения Микеланджело и год начала строительства Сикстинской капеллы совпадают. В 1515 году понтифик Лев X заказал другому художнику Рафаэлю шпалеры для оформления нижней части капеллы.

Потолок Сикстинской капеллы: роспись и фрески Микеланджело Буонарроти

Кстати говоря, леса, которые были необходимы при росписи капеллы, тоже были сконструированы Микеланджело так, что они не мешали церковным службам. Такой тип лесов в дальнейшем использовался для работ над оформлением других церквей Ватикана.

Потолок Сикстинской капеллы мастеру было сложно расписывать, приходилось постоянно задирать голову. Поэтому работа длилась очень долго.

Такой непростой труд, который длился несколько лет, очень неблагоприятно сказался на здоровье великого мастера. Но он справился со своей работой и за 4 года расписал 600 квадратных метров потолка. На них изображены 343 персонажа из Библии начиная от Адама.

Потолок Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)

Свод был завершен в 1512 году, и церковь была открыта. В это же время другой выдающийся художник Рафаэль заканчивал свои «останцы» Ватикана. Две этих работы: свод Микеланджело и фрески Рафаэля – величайшие произведения искусства эпохи Ренессанса.

Вместо сияющих звезд небосвода, на потолке появилось множество библейских изображений, начиная от сотворения мира. Само пространство поделено на части. Художник использовал искусство оптической иллюзии, чтобы сделать потолок визуально выпуклым.

Роспись Сикстинской капеллы (BriYYZ / flickr.com)

В углах можно увидеть сюжеты, посвященные спасению еврейского народа. Это Ветхозаветные сюжеты «Медный змей», «Давид и Голиаф», «Казнь Амана», «Юдифь и Олоферн». В центральной части располагаются изображения, посвященные сценам из Ветхого завета, то есть периода, начинающегося от сотворения мира и появления первого человека Адама. Всего их девять. Известные работы среди них: «Сотворение Мира», «Грехопадение» и «Всемирный потоп».

«Сотворение мира» включает в себя все 7 дней, среди которых: «Отделение света от тьмы», «Сотворение небесных светил и растений», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы».

Фреска, изображающая создание Богом Адама, является достаточно известной. На ней Адам лежит на земле, в его позе чувствуется слабость, а на небе, чуть возвышаясь над Адамом, изображен Бог в окружении бескрылых ангелов. Бог протягивает руку Адаму.

Предполагается, что когда Адам коснется творца, он оживет. С прикосновением Господь отдает Адаму свою силу. По периметру капеллы изображены пророки и сивиллы, восседающие на престолах. Кроме того здесь можно увидеть изображения предшественников Иисуса. И все это великолепие вмещает в себя свод Сикстинской капеллы.

Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»

Наиболее известная и призванная шедевром – фреска под названием «Страшный суд». К ней приступил Микеланджело через 25 лет после росписи свода, уже в 61-летнем возрасте. Ее заказал великому мастеру понтифик Климент VII. Четыре года художник трудился над ней. Она очень отличается от других, например, от «Сотворения мира».

Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» (Dennis Jarvis / flickr.com)

Фреска «Страшный суд» изображает вселенскую трагедию и катастрофу, где присутствует многочисленные изображения святых и ангелов, грешников и демонов. В центре всего этого стоит Иисус Христос, вид у него грозный и беспощадный, он вершит великий суд над людьми.

Вся фреска, изображающая Страшный суд, разделена на три части. Верх занимают ангелы. В центре изображение Иисуса и Девы Марии. Низ фрески иллюстрирует вознесение праведников и падение вниз в подземный Ад грешников. Также здесь можно увидеть и воскрешение умерших.

Фрески других авторов

На остальных стенах можно увидеть фрески и других авторов. Например, на северной стороне есть целая серия работ Перуджино, раньше она начиналась с фрески, иллюстрирующей Рождество. К сожалению, ее потеряли во время работы Микеланджело над «Страшным судом».

Внутри Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)

Теперь серия начинается с работы под названием «Крещение» и иллюстрирует всю земную жизнь Иисуса. А заканчивается изображением «Последняя Вечеря».

На заднем плане этой картины виднеются сцены, изображающие казнь Христа. Воскресение иллюстрируется уже на стороне входа в церковь.

На противоположной стене изначально была серия фресок Перуджино о Моисее. Это сцены из Ветхого завета иллюстрирующие самые ключевые моменты этой истории. Среди них: «Путешествие в Египет», далее «Убийство египтян», «Горящий куст», «Борьба с пастухами».

Пространство между окон занято фресками, изображающими первосвященников, повернутых в профиль. Это работы Боттичелли, Перуджино, Рассели и Гирландайо. Восточная стена оформлена сценами конца жизни Христа и Моисея.

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.

Вы можете самостоятельно изучить музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу, но чтобы оценить всю силу шедевров, лучше это сделать с нашей команды

В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков.

История создания

Сикстинская капелла построена по приказу папы Сикста IV, также известного под именем Франческо делла Ровере. До неё на этом месте находилась Великая капелла, которая ничем примечательным в истории не запомнилась. Строительство продолжалась в 1475–1481 годах. Сикстинская капелла не зря напоминает снаружи оборонное здание. Сиксту IV было необходимо укрепить сооружение из-за нависшей угрозы со стороны Синьории Медичи и Мехмеда II, также желающие власти и грозящие Сиксту IV смертью.


Вход в Сикстинскую капеллу

Церковь представляет собой прямоугольное помещение из трех этажей, два из которых были предназначены для потребностей церкви, а третий создан специально для укрытия солдат, которые могли помочь в экстренный момент. Сейчас, конечно, третий этаж не выполняет прежних функций.

Роспись Сикстинской капаллы

Главная жемчужина сооружения – это роспись Сикстинской капеллы. В начале 1480-х над ней работали выдающиеся живописцы Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли и другие.

Но самый известный мастер, работавший над росписями капеллы, был Микеланджело Буонарроти. Он приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II и преуспел настолько, что по его фрескам учили многих и многих будущих художников. А в 1536 году мастер приступил к созданию одной из своих величайших работ – фрески «Страшный суд».

Также Сикстинская капелла известна конклавами. Конклав – это специальные выборы нового папы Римского, если предыдущий папа скончался или отрекся от титула. Эти выборы проводились каждый раз в Сикстинской капелле с конца XV века.

Потолок Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла – это одна из жемчужин культурной и религиозной жизни эпохи Возрождения. Религиозные мотивы, изображенные на фресках, дают миру представления о силе веры людей того времени, об их таланте и эстетической развитии. В современном мире мало кто может повторить работы такого масштаба, какие были сделаны в XV-XVI столетии в стенах Сикстинской капеллы в первую очередь Микеланджело Буонарроти.

Фрески

После строительства капеллы, в знак доброй воли Синьория Медичи приказала отправить ряд флорентийских мастеров в Ватикан. Так она показывала свою добрую волю и надежду на будущие мирные отношения. Флорентийские мастера украсили стены капеллы, переплев на них сюжеты Нового и Ветхого Завета.

На фресках северной стены описывалась жизнь Иисуса Христа, на южной – Моисея, но, к сожалению, из 16 существовавших фресок сохранилось лишь 12.

Из флорентийских мастеров живописи наиболее ярко проявил себя Перуджино. К работам Перуджино относятся «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру» на северной стене и «Обрезание сына Моисея» на южной. Все три фрески были исполнены в 1482 году.

Фреска “Вручение ключей апостолу Петру”

Еще одним известным представителем флорентийской школы был Сандро Боттичелли . Его кисти принадлежат такие работы, как: «Искушение Христа» на северной стене и «Призвание и испытания Моисея», «Наказание восставших» на южной. Работы были исполнены в 1480–1482 годах.

Еще один флорентийский живописец Доменико Гирландайо предоставил миру фреску на северной стене «Призвание первых апостолов». Другая его работа была повреждена в 1522 году.

Сохранилось 4 фрески Козимо Росселли. Две из них изображены на северной стене: «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря», а две на южной: «Переход через Красное море» и «Схождение с горы Синай».

Еще одной известной работой является фреска «Завещание и смерть Моисея», исполненная флорентийским мастером Лукой Синьорелли. Фреска располагается на южной части и рассказывает о заключительных эпизодах жизни Моисея.

Фрески Микеланджело

Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Его цикл фресок завораживает своей красотой, религиозной насыщенностью и профессионализмом. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Пригласили именитого мастера в 1508 году.

Но стоит отметить, что Микеланджело на момент, когда его позвали расписывать капеллу, считался гениальным архитектором, но никогда до этого не имел дело с фресками.

Кроме того, что зодчий должен был сделать безупречно свою работу, его поставили в жесткие рамки: работа – работой, а церковные служения должны были проводится и необходимо было решить проблему со строительными лесами, которые бы помешали служителям церкви. На что Буонарроти решил использовать подвесные леса (леса крепившиеся верёвками к стене и потолку)– и на тот момент это было действительно прогрессивное решение.

Также необходимо более подробно описать стиль фресок Микеланджело: его человек – существо заведомо идеальное, созданное Господом во всей своей красе. Мастер рассказывает о сотворении мира, поведая историю Адама и Евы, Ноя и других библейских персонажей. Отдельную роль уделяется грехопадению человека, за которым непосредственно следует кара.

Сотворение Адама

Страшный суд

Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Живописец начал работу над ней в 1537 году и закончил в 1541 году (после 25-летней паузы с конца предыдущих работ).

Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника , и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона. Все остальные элементы, все фигуры фрески выполнил сам мастер.

Микеланджело Буонарроти при создании фрески «Страшный суд» уходит от многих норм и канонов того времени.

Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев. Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева. Все ожидают приговора и понимают, что для грешников предназначен Ад. Сам Ад изображен правом нижнем углу фрески.

Хор Сикстинской капеллы

При Сиксте IV был основан Хор, состоящий лишь из лиц мужского пола. Быть одним из членов «папской капеллы» считалось очень почетным. Первоначально, в состав хора входило 24 мужчины. С XIX века Хор получил название «Cappella musicale pontificia Sistina» и функционирует до наших дней. Количество лиц, имеющих право петь в хоре, значительно увеличилось. Теперь Хор состоит из 19 мужчин и приблизительно 30 мальчиков.

Видео

Билеты

Попасть в Сикстинскую капеллу можно только купив билет на просмотр всех музеев Ватикана . Билет лучше купить заранее чтобы не стоять в огромной очереди.

Где находится

Адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Как добраться

Так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным римским транспортом:

  • На метро – станция Ottaviano по линии A;
  • На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
  • На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.