Принят таможенный кодекс еаэс. Таможенный кодекс еаэс Магазины duty free

Предусмотрена возможность отложенного определения таможенной стоимости.

Установлены сокращенные сроки таможенного оформления. Так, в частности, предусмотрена возможность выпуска товара через 4 часа с момента регистрации таможенной декларации.

В то же время отметим, что согласно проекту решения Совета Евразийской экономической комиссии " ", в отношении товаров для личного пользования, например, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, предполагается установить следующие лимиты.

Как следует из , в 2018 году не будут облагаться пошлиной товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица. В 2019 году стоимостной порог беспошлинного ввоза планируется снизить до 500 евро. В случае превышения указанных значений придется заплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. А уже с 2020 года пошлину придется заплатить, если стоимость международного почтового отправления превысит сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) его вес брутто превысит 31 кг. Обратите внимание: речь уже будет идти о каждом международном почтовом отправлении, а не об общей стоимости (весе) таких отправлений за месяц. Размер пошлины будет составлять 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

1 января 2018 г. вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принятие документа неоднократно откладывалось из-за согласований позиций стран-участниц объединения. Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк рассказал «Евразия.Эксперт» о том, что изменится после выступления Кодекса в силу и об участии бизнес-сообщества в его подготовке.

- Сергей Валерьевич, какие функции выполняет Ассоциация таможенных представителей Беларуси?

Ассоциация таможенных представителей Республики Беларусь была основана в 2011 г. в целях содействия консолидации участников внешнеэкономической деятельности, в том числе, оказывающих услуги в сфере таможенного дела.

Одной из приоритетных задач Ассоциации является защита, координация и представление профессиональных интересов бизнес-сообщества в таможенных и иных государственных органах Республики Беларусь, а также иностранных, международных государственных и общественных организациях.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что Ассоциация – это институт, способный оказать необходимую поддержку ее участникам, как в вопросах проведения анализа проблемных ситуаций, возникающих в их деятельности, и предложения оптимальных путей решения, так и в вопросах оказания безвозмездной экспертной правовой помощи по вопросам применения таможенного законодательства.

Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк.

- Какие, как правило, вопросы возникают у Ваших участников?

Среди наиболее значимых вопросов, поступивших в Ассоциацию, которые потребовали не только детального анализа законодательства, но и помощи в подготовке документов для обращения в различные инстанции, можно выделить вопросы, связанные со страхованием деятельности таможенных представителей, декларированием товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также касающиеся солидарной обязанности таможенных представителей при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства после выпуска товаров.

Учитывая, что в состав Экспертного клуба Ассоциации входят практики, которые проработали в системе таможенных органов Беларуси длительный период, в том числе более 20 лет, а также эксперты из других государств-членов ЕАЭС, можно быть уверенным в качестве проработки возникающих вопросов.

- Кто может войти в состав Ассоциации, есть ли какие-то требования к участникам внешнеэкономической деятельности?

Ассоциация имеет широкую сферу деятельности и в настоящее время объединяет участников, среди которых крупнейшие транспортно-логистические компании страны, уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, таможенные перевозчики, а также компании, осуществляющие иную деятельность, связанную с организацией, представлением и обеспечением бизнеса в таможенной сфере. Каких-то специальных требований к участникам внешнеэкономической деятельности нет, мы открыты к сотрудничеству.

- С 1 января 2018 г. вступит в действие новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Как проходила подготовка кодекса? С какими трудностями сталкивались те, кто принимал участие в его создании?

Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 2010 г. был пройден первый этап формирования Таможенного союза, краеугольным камнем которого стал Таможенный кодекс Таможенного союза.

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал создания нового глобального документа, предусматривающего оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках Союза международных соглашений.

Работа над поправками в Таможенный кодекс Таможенного союза, а затем разработка проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза велась несколько лет. Стран-участниц ЕАЭС становилось больше, мнения разнились, ранее согласованные подходы неоднократно пересматривались.

Работа по подготовке Кодекса велась Рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии, в состав которой вошли представители ЕЭК, государственных органов государств-членов и бизнес-сообщества Союза.

Представители Ассоциации принимали активное участие в разработке Таможенного кодекса ЕАЭС и различных актов, регулирующих таможенные правоотношения на наднациональном уровне.

- Какие наиболее важные изменения, на Ваш взгляд, принесет новый кодекс?

- Оптимизация механизма совершения таможенных операций за счет их информатизации и автоматизации, применение механизма «единого окна», смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров, возможность применения уведомительного принципа во взаимоотношениях «бизнес – таможня», а также ряд других новелл Кодекса не раз озвучивались.

Но, насколько эффективным будет их применение, ответить сложно, ведь еще не закончена работа по приведению в соответствие с Кодексом как Союзных актов, так и национальных законодательств, призванных обеспечить реализацию данных норм.

Кстати, в тексте Таможенного кодекса ЕАЭС упоминание о национальном законодательстве встречается около 1000 раз! Также не нужно забывать о правоприменительной практике, которая может различаться в двух таможнях, не говоря о таможенных службах государств-членов Союза.

На мой взгляд, в государстве, где по аналогии с практикой Евразийской экономической комиссии, представители бизнеса принимают участие в разработке актов национального уровня, будет подготовлен качественный документ, отвечающий интересам государства и бизнеса. При этом, участие представителей бизнес-сообщества обязательно, как при обсуждении концепции, так и при подготовке самого нормативно-правового акта.

Если говорить о практических преимуществах Кодекса для бизнеса – это реальное сокращение сроков совершения отдельных таможенных операций.

Например, по действующей редакции Кодекса выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. То есть, по сути, 2 дня. В новом Кодексе предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

Понятно, что эти сроки могут быть продлены. Но перечень случаев продления строго ограничен.

- Какие изменения следует ожидать уполномоченным экономическим операторам?

Деятельность уполномоченного экономического оператора (УЭО) претерпит серьезные изменения.

Первое нововведение – выдача свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов трех типов. В зависимости от типа свидетельства УЭО различаются условия включения в реестр УЭО, а также предоставляется разный набор специальных упрощений.

Второе – определены 12 условий включения в реестр УЭО. При этом для каждого типа свидетельства будет свой конкретный перечень таких условий.

И третье, главное для бизнеса, ради чего это все делалось. Сейчас, по действующему Таможенному кодексу Таможенного союза, у УЭО только 4 упрощения. Это – временное хранение товаров на территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связных с выпуском товаров, на территориях УЭО, иные упрощения, определенные таможенным законодательством Союза. В новом Кодексе перечень упрощений, предоставляемых УЭО, расширен до 17 специальных упрощений, которые скомпонованы по типам свидетельств и касаются совершения таможенных операций.

Следует отметить, что заложенные в Кодексе упрощения для белорусского бизнеса не новы. В целом, они незначительно отличаются от применяемых в настоящее время в Беларуси.

Еще один важный момент – условия получения статуса УЭО в ЕАЭС максимально гармонизированы с условиями получения такого статуса в государствах, входящих в состав ЕС. Данное обстоятельство позволяет надеяться на появление в ближайшее время документов, определяющих основы взаимного признания уполномоченных экономических операторов таможенными администрациями стран ЕС и ЕАЭС. Преимущества очевидны.

- В случае возникновения вопросов, которые не урегулированы Таможенным кодексом ЕАЭС, как будут разрешаться такие вопросы?

Законодательство не может быть настолько идеальным, что его применение всегда будет беспроблемным. Оно регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются под воздействием экономики, политики, технического прогресса. Но это совсем не означает, что возникающие при применении норм законодательства проблемы неразрешимы.

Кодекс содержит положения, предусматривающие, что при наличии вопросов, неурегулированных таможенным законодательством Союза, они регламентируются на уровне национального законодательства.

Кроме того, вопросы, касающиеся налогового законодательства, административной и уголовной ответственности, судопроизводства, обжалования действий и бездействий должностных лиц, регулируются только национальным законодательством.

Также государствам-членам Союза предоставлено право оптимизации условий совершения таможенных операций. Например, могут быть уменьшены сроки таможенных операций, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС, установлены дополнительные условия в ряде таможенных операций либо определены различные технологические аспекты в деятельности таможенных органов.

- Как осуществляется взаимодействие бизнеса с таможенными органами в ходе нормотворческой деятельности?

Представители бизнес-сообщества принимают участие в ходе работы над проектами нормативно-правовых актов только на этапе их согласования. При этом хочется отметить, что сроки, которые отводятся на согласование проектов, недостаточны для того, чтобы сформировать качественную позицию бизнес-сообщества. Такая позиция должна быть консолидирована, то есть согласована со всеми участниками Ассоциации и обоснована. В целом, для проведения такой работы требуется не менее 2 недель. На практике же такой срок гораздо меньше.

Серьезные и глобальные документы требуют тщательной проработки и анализа, а также участия представителей бизнес-сообщества на протяжении всего процесса работы над нормативным правовым актом. Чем раньше начнется эта работа, тем качественней может быть сформирована позиция, учитывающая интересы бизнеса и государства.

Практики, как никто другой, понимают, что именно нужно изменить в действующих актах для устранения имеющихся барьеров и повышения эффективности работы бизнеса. Именно поэтому, в целях оптимизации взаимодействия белорусских деловых кругов в таможенной сфере, в составе Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» был создан Комитет по вопросам правоотношений в сфере таможенного дела.

Только путем совершенствования сотрудничества между государственными органами и бизнес-сообществом можно добиться конструктивного диалога, максимально устранить коллизии и пробелы в законодательстве, а также приблизить правоприменительную практику к мировым стандартам.

Беседовала Юлия Рулева

C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов - таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора - категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран - членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

В отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

Часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой - шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии - это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК - возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

Вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее 1 июля 2017 года.

ТК ЕАЭС включает 9 разделов и 61 главу. А в приложениях содержатся порядок взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.

В чем отличие получения налоговых вычетов по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС по сравнению с остальными случаями импорта? Узнайте ответ из материала "Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС)" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

В числе основных новшеств: электронное таможенное декларирование, а также наделение Евразийской экономической комиссии правом устанавливать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Напомним, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международная организация региональной экономической интеграции, выступающая субъектом международных отношений,

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Иными словами, теперь документ имеет юридическую силу. Он вступит в силу после получения уведомлений о ратификации другими участниками ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения). Ожидается, что это произойдет в начале января 2018 года, передает корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.

Все пункты таможни теперь будут работать по единым правилам – это касается и платежей, и взаимодействия с госорганами. Жители стран ЕврАзЭС наверняка почувствуют изменения на себе – они станут быстрее проходить таможню. Также ускорится доставка товаров и грузов.

Договором предусматривается перевод всех таможенных процедур в электронный формат и электронное декларирование. По словам разработчиков, это позволит исключить человеческий фактор.

«Новый таможенный кодекс содержит ряд нововведений, в том числе касающихся упрощения таможенных процедур. Максимальный перевод таможенных операций в электронный вид, использование механизма одного окна при работе с документами, сокращение сроков выпуска товаров, предоставление отсрочки при уплате таможенных пошлин и другие», – заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев.

Ратифицировали документ единогласно. К инициативе возник единственный вопрос – как ЕврАзЭС будет бороться с попытками ввезти какой-то запрещенный товар через третьи страны. Замглавы Минфина Илья Трунин заверил, что соответствующие инструменты у интеграционного объединения есть.