Бирма: что за страна, где находится, география, население, язык, религия. © Министерство иностранных дел Российской Федерации Население и менталитет

April 9th, 2016 , 01:36 pm

Не про Корею, а про другую страну Восточной Азии, где идут большие изменения - Мьянму (Бирму). К моему большому сожалению интересный рассказ про нового лидера страны наша газета не сочла достойным публикации - потому выставлю хотя бы у себя. Огромное спасибо человеку, который про все это рассказал - Петру Козьме. Вообще, он про Мьянму знает если не совсем все, то очень и очень много... И умеет интересно рассказывать. Вот его ЖЖ, кстати... http://dragon-naga.livejournal.com - там много интересного про Мьянму, советую почитать хотя бы для расширения кругозора...

Ниже идет текст интервью. Фото вставлены просто чтобы разбить достаточно объемный текст, сделаны в Мьянме в апреле и декабре 2016 г. (фото с Нейпьидо и Янгона)

Новый президент Мьянмы: мягкий, образованный и без амбиций
Российский эксперт рассказал про нового лидера Мьянмы
Олег Кирьянов (Сеул – Янгон)

30 марта в Мьянме прошла инаугурация нового президента. После нескольких десятилетий правления военных в стране впервые появился гражданский президент. Таким образом в этой одной из крупнейших стран Юго-Восточной Азии произошла мирная передача власти от военных демократической оппозиции. Примечательно, что президентом страны не стала известная, «раскрученная» и имеющая тесные связи с Западом Нобелевский лауреат Аун Сан Су Чжи, а вместо нее пост № 1 занял относительно скромный политик 69-летний Тхин Чжо. Почему так произошло? Что за человек новый президент Мьянмы? Сможет ли он вести самостоятельную политику и кто стоит за ним? На эти и некоторые другие вопросы, от которых во многом зависит будущее Мьянмы, мы попросили ответить известного специалиста по этой стране востоковеда Петра Козьму. Эксперт уже долгие годы живет в Мьянме, лично знаком со многими местными политиками, военными, журналистами и внимательно отслеживает ситуацию в регионе.

Давайте начнем не с нового президента, а с «матери бирманской демократии» Аун Сан Су Чжи. Все-таки она – лидер оппозиционной партии Национальная лига за демократию (НЛД), она пользуется безупречным авторитетом, граждане Мьянмы голосовали в первую очередь за нее на выборах, но не она заняла пост президента. Почему?

Петр Козьма : Заранее было ясно, что она не станет президентом. В разделе III Конституции страны, принятой еще в мае 2008 года, при прежнем военном режиме, есть статья 59, в которой содержатся квалификационные признаки для президента и вице-президентов страны. Согласно пункту “f” этой статьи, кандидат на эти должности «ни сам, ни один из его родителей, ни супруг(а), ни один из его законных детей или их супруги, не должен присягать иностранной власти, быть подданным иностранной власти или гражданином иностранного государства. Они не должны быть лицами, наделенными правами и привилегиями подданного иностранного правительства или гражданина иностранного государства». Как известно, у Аун Сан Су Чжи был муж-британец (но, как разъясняют юристы, поскольку он умер, то факт этого замужества уже не подпадает под действие пункта “f” статьи 59 Конституции), а двое ее детей являются подданными Великобритании. Это ей и не позволяет быть президентом.

Она не пыталась «договориться» с военными? У нее же очень большое влияние и авторитет….

Козьма : Конечно пыталась… Начиная с ноября 2015 года Аун Сан Су Чжи сама (встретившись три раза с главкомом вооруженных сил, старшим генералом Мин Аун Хлайном) и через посредников (самым активным из которых был отставной генерал и председатель прежнего состава парламента Тура Шве Ман) пыталась договориться с военными, чтобы эта статья Конституции была отменена. Роль военных в этом случае является ключевой, потому что за ними по Конституции зарезервировано 25% парламентских мандатов, а, согласно статье 436 Основного закона, принять поправку к статье 59 можно лишь в том случае, если за нее проголосует не менее 75% депутатов парламента (после чего должен состояться общенациональный референдум, где поправка должна быть утверждена большинством голосов жителей страны, включенных в списки избирателей).
Переговоры с военными окончились безрезультатно: военные отказались трогать Конституцию, опасаясь в том числе, что первый опыт принятия поправки вызовет лавину подобных инициатив, противостоять которым будет гораздо сложнее. Больше того, когда ряд юристов НЛД заявили, что они нашли лазейку и предложили не отменять статью 59(f), а временно приостановить ее действие (по их мнению, в этом случае хватило бы голосования простым большинством членов парламента), военные жестко напомнили, что, согласно статье 20(f), именно вооруженные силы страны являются главным гарантом соблюдения конституции.
В качестве компромисса, озвученного министром информации уходящего правительства, бывшим военным Е Тхутом, было предложено не трогать Конституцию, а посоветовать Аун Сан Су Чжи поговорить со своими сыновьями, чтобы они приняли мьянманское гражданство. Аун Сан Су Чжи формально не отвергла это предложение, хотя совершенно ясно, что процесс предоставления гражданства – довольно длительная процедура, и к выборам президента она, естественно, никак не успевает. Таким образом, если Аун Сан Су Чжи и станет когда-нибудь президентом, то не сейчас. Внесение поправки в Конституцию (даже если ей удастся договориться с военными) – процедура долгая, смена гражданства сыновьями тоже займет немалое время.

Получается, что она главная влиятельная фигура, а все остальные из ее окружения, включая даже нынешнего президента Тхин Чжо, не могут сравниться с ней?

Козьма : В реальности это именно так. Она полностью контролирует президента и, как видится, он будет продолжать оставаться такой «подконтрольной фигурой». Она тщательно отбирала кандидатуру будущего формального лидера страны, выбор пал именно на Тхин Чжо.

Почему именно на него?

Козьма : Поиски кандидатуры «декоративного» президента оказались не такими простыми, как это кажется на первый взгляд. Слишком многим критериям это человек должен был одновременно соответствовать.

Во-первых, это должен быть человек без личных амбиций и всецело преданный Аун Сан Су Чжи. Но и «полный овощ» на этой должности не годится. Военные уже заявили, что не будут выполнять распоряжения «непонятно кого», тем более – человека, которым кто-то будет манипулировать извне.

Отсюда второй критерий: это все-таки должен быть человек, который, несмотря на отсутствие властных амбиций (даже потенциальных) что-то бы из себя представлял. По крайней мере, он должен был иметь отличное образование и хорошие манеры, обладать высоким уровнем культуры, демонстрировать свои таланты на каком-то интеллектуальном поприще, неплохо говорить по-английски. Плюс он должен своим видом внушать уважение – если не с военной выправкой, то с харизмой образованного интеллектуала.
И был еще один немаловажный момент: мьянманские политики обычно комплексуют, когда фотографируются с некоторыми европейскими коллегами. Если на встречах АСЕАН все они примерно одного роста, то рядом с многими представителями Запада мьянманцы смотрятся слишком низкорослыми. Кстати, для здешних официальных фоторепортеров есть специальное указание: фотографировать высокорослых гостей с их мьянманскими собеседниками только тогда, когда все уже усядутся в кресла. Поэтому избрание высокого президента, которого, к тому же, было бы не стыдно предъявить остальному миру как культурного интеллектуала – такой была бы достойная «сверхзадача» для Мьянмы, которая устала от малообразованных генералов с внешностью провинциальных бухгалтеров или председателей колхозов. То есть, «декоративность» президента должны были компенсировать его интеллект, хорошие манеры, высокий рост и представительный внешний вид. У Тхин Чжо весьма высокий для мьянманца рост – не меньше 6 футов (то есть, 183 сантиметра), как говорят знающие его люди.

В-третьих, этот президент должен быть по рукам и ногам связан с НЛД и всем ей обязан. То есть, теоретический разрыв с НЛД (то есть фактически с Аун Сан Су Чжи) должен быть для него чреват потерей лица и репутации.
Именно поэтому, кстати, на должность президента явно не подходил другой из рассматриваемых кандидатов - доктор Тин Мьо Вин, долгие годы бывший личным врачом Аун Сан Су Чжи. При диссидентском прошлом и всей своей известности как общественная фигура демократического лагеря он для Аун Сан Су Чжи был слишком независимым и самодостаточным – проще говоря, у него не было веревочек, за которые его можно было дергать, чтобы им управлять. А откровенное недоверие и подозрительное отношение Аун Сан Су Чжи к имеющим общенациональную известность независимым политикам демократического лагеря очень четко проявилось в ходе формирования списка НЛД для выдвижения по территориальным округам на парламентские выборы – практически ни одна подобная фигура, формально не привязанная к НЛД, в список включена не была.

Была и еще одна опасность, которую активно обсуждала мьянманская пресса. Дело в том, что даже если президент будет человеком без амбиций, его должность – это все равно центр власти, вокруг которого неизбежно будет консолидироваться определенная группа людей – президент в своей работе не может обходиться без экспертов, советников и консультантов. А значит, рано или поздно возникнет этакий «коллективный президент», когда короля начнет «играть» его окружение, в котором по определению будут амбициозные и хваткие люди. Вот этот «коллективный президент», в случае если он незаметно наберет аппаратную мощь и влияние, может в один прекрасный день «поглотить» не только формальную фигуру главы государства, но и стать центром силы, независимым от Аун Сан Су Чжи. Именно поэтому для лидера НЛД на посту главы государства требовался не только лично преданный ей человек, но и опытный бюрократ-управленец, который не позволил бы другим играть со своим именем и задушил бы идею такого «коллективного президента» в зародыше. С учетом всех этих факторов, в определенный момент для Аун Сан Су Чжи все звезды сошлись на кандидатуре по имени Тхин Чжо.



Некоторые западные СМИ заявили, что «Аун Сан Су Чжи выдвинула на пост президента страны своего водителя». Это соответствует действительности?

Козьма : Если каждый человек, который подвозит вас на своей машине, является вашим водителем – тогда да. Тхин Чжо действительно возил Аун Сан Су Чжи в трудные для нее времена. Но нужно понимать, что она с ее известностью без проблем нашла бы себе профессионального водителя из числа своих сторонников, который был бы готов работать на нее бесплатно. Тхин Чжо садился за руль машины с Аун Сан Су Чжи, поскольку считал, что если он с ней рядом, то в случае чего поможет ей избежать неприятных инцидентов.

А негативная реакция мьянманцев на заголовки о том, что «Аун Сан Су Чжи выдвинула на пост президента своего водителя», на мой взгляд, вызвана тем, что Тхин Чжо до его номинации в Мьянме практически никто не знал даже в партии – не говоря уже обо всей стране. Вся информация о его человеческих и интеллектуальных качествах исходит от Аун Сан Су Чжи, которой многие мьянманцы фанатично верят, и весьма болезненно реагируют на попытки кого-то усомниться в правильности ее слов и поступков - очень часто даже проявляют агрессию. То есть, намек на то, что президент – обычный шофер, воспринималось как атака лично на Аун Сан Су Чжи, потому что Тхин Чжо – ее персональный выбор.

Кстати, я видел, как в Фейсбуке обучающиеся в России и знающие русский язык мьянманцы обсуждали заголовок статьи в одной из ведущих российских газет – «Водитель для Бирмы». Понятно, что они не чувствовали второй смысл этой русской фразы, а в буквальном ее звучании она казалась им оскорбительной по отношению к их стране и ее лидеру.

Откуда Тхин Чжо и Аун Сан Су Чжи знают друг друга?

Козьма : Тхин Чжо на год младше Аун Сан Су Чжи. Еще их отцы поддерживали дружеские отношения, а потому он отлично знаком с лидером НЛД со школьных лет. Можно сказать, что они друзья, если это возможно в политике и при такой разнице во влиянии. Они вместе учились в престижной Английской методистской школе (сейчас это средняя школа №1 центрального янгонского района Дагон). Хотя Тхин Чжо был на два класса младше Аун Сан Су Чжи, они дружат именно со школьных лет – то есть, их хорошие отношения длятся уже более полувека. В итоге сегодня он – одни из самых доверенных многолетних друзей Аун Сан Су Чжи, при этом он никогда не «тянул одеяло на себя» и не старался не быть в центре внимания.
О степени доверия к нему со стороны Аун Сан Су Чжи говорит тот факт, что Тхин Чжо возглавляет благотворительный фонд, названный в честь матери лидера НЛД Кхин Чжи – жены генерала Аун Сана (отец Аун Сан Су Чжи – прим. «РГ»).

Вы сказали, что отец Тхин Чжо и отец Аун Сан Су Чжи были друзьями, что во многом определило дружбу двух нынешних политиков. Пару слов об отце президента, пожалуйста.

Козьма : Отец Тхин Чжо - известный писатель, поэт и общественный деятель У Вун (1909-2004). Он вошел в историю литературы под именем Мин Ту Вун. В числе предков Мин Ту Вуна (родившегося на территории нынешнего штата Мон) были моны и бирманцы, поэтому можно говорить о том, что в его сыне Тхин Чжо тоже много монской крови. Мин Ту Вун – выпускник Рангунского университета (1935), и университета в Оксфорде (1939). После возвращения из Великобритании в Рангунском университете он познакомился и подружился со студенческим лидером Аун Саном – будущим национальным героем Бирмы и отцом Аун Сан Су Чжи. В 1990 году Мин Ту Вун, уже будучи патриархом демократического лагеря, известным писателем и общественным деятелем, был избран депутатом парламента от Национальной лиги за демократию (как известно, военные власти отказались передать власть победившей на выборах НЛД и воспрепятствовали работе новоизбранного парламента). После этого его труды и литературное творчество оказалось под запретом, а сам он был лишен возможности публично выступать и преподавать. Надо отметить, что у Тхин Чжо хорошая наследственность – его отец прожил 95 лет.

Одну из главных выразительных черт нового президента Мьнямы – высокий рост – мы уяснили. Что еще интересного можно про него сказать?

Козьма : Через несколько месяцев Тхин Чжо будет отмечать 70-летний юбилей – он родился 20 июля 1946 года. Как я уже сказал, у президента много монской крови, но какой крови больше - бирманской или монской – сказать трудно (да это, наверное, и не так важно).
Первое имя Тхин Чжо, которое он получил в трехмесячном возрасте – Дала Бан (был такой знаменитый монский воин). Видимо, его отец, давая ему это имя, не только хотел подчеркнуть тот факт, что в сыне течет монская кровь, но и «запрограммировать» с помощью этого имени способность сына одерживать победы на жизненном пути. Интересно, что когда Тхин Чжо занялся литературным творчеством, он избрал себе именно этот псевдоним – Дала Бан.

Нынешний президент Мьянмы – известный литератор?

Козьма : Если честно, очень мало кто из мьянманцев когда-либо читал его литературные произведения (а он, в основном, писал рассказы и статьи). Понятно, что сейчас многие будут стремиться наверстать упущенное, а кроме того, после десятилетий правления генералов, фигура писателя на высшем государственном посту настолько востребована в обществе, что через год многие мьянманцы точно будут говорить, что они с удовольствием читали рассказы Тхин Чжо с детского возраста.
Самая известная книга Тхин Чжо – о жизни его отца, Мин Ту Вуна.

Спасибо, интересно. Где президент учился? Как дальше сложился его жизненный путь после школы?

Козьма : Тхин Чжо получил образование сначала в Рангунском университете науки и искусства (на том его отделении, которое впоследствии выделится в самостоятельный Янгонский институт экономики) со специализацией в сфере статистики. Затем короткое время работал в компьютерном центре университета. В 1971 году он был послан на учебу в университет Лондона, где изучал компьютерные технологии. Впоследствии его образование продолжилось и в Школе менеджмента Артура Д. Литтла (Кембридж, штат Массачусетс), кроме того, он стажировался в Японии. В 1975 году он получил в Рангунском университете степень магистра в сфере компьютерных технологий. В некоторых биографиях Тхин Чжо пишут, что он окончил Оксфорд (в те годы, когда он как раз получал образование в Великобритании), но, очевидно, что это ошибочная информация, появившаяся из-за того факта, что Оксфорд в свое время окончил его отец.
В Бирме Тхин Чжо работал преподавателем и делал карьеру по чиновничьей линии. Первым местом его работы после возвращения из Великобритании стало в 1975 году министерство промышленности, а через пять лет он перешел в министерство планирования и казначейства, дослужившись там в до должности заместителя директора департамента международных экономических отношений. В 1992 году он ушел с госслужбы, и с середины 1990-х годов начал принимать активное участие в деятельности Национальной лиги за демократию.

Знающие люди подчеркивают его отличное образование, несомненные литературные способности, свободное владение английским языком. Отдельно отмечается его бюрократический и преподавательский опыт, а также отсутствие стремления любой ценой привлекать внимание к собственной персоне. О Тхин Чжо обычно говорят как о культурном человеке с негромким голосом и ровными мягкими манерами. Один из его друзей рассказал журналистам, что никогда не видел его сердитым. Другой отмечает, что, находясь рядом с ним, всегда чувствуешь, что это – «надежный человек».
Примечательно, что на многих недавних фотографий он идет в шаге позади Аун Сан Су Чжи, и при этом часто разговаривает о чем-то по мобильному телефону. По словам людей из окружения Аун Сан Су Чжи, именно так, на ходу, он часто решал с лидером НЛД текущие вопросы, и потом, обладая хорошей памятью, фиксировал договоренности на бумаге.

В отличие от многих своих товарищей по демократическому движению, он практически не сидел за решеткой, но в сентябре 2000 года, после попытки Аун Сан Су Чжи с несколькими активистами НЛД (среди которых был и Тхин Чжо) отправиться в Мандалай, все-таки на четыре месяца очутился в печально известной янгонской тюрьме Инсейн. Сокамерники вспоминали о нем как о внимательном, интеллигентном и добром человеке, распределявшем приносимые ему из дома продуктовые передачи между другими заключенными.

Получается, что президент - это такой достаточно мягкий человек, лично преданный Аун Сан Су Чжи и без особых личных амбиций?

Козьма : Пожалуй, что да. Исходя из того, что я сказал, уже можно понять, насколько Тхин Чжо соответствует роли «декоративного президента», уготованного для него школьной подругой. Хотя, как мне кажется, стоит упомянуть еще об одном немаловажном факторе, который несомненно повлиял на выбор, сделанный лидером НЛД. Дело в том, что Тхин Чжо имеет высокий рост.

Это вы уже говорили, что он должен выглядеть как равный с западными политиками. Есть и другой подтекст?

Козьма : Знающие характер Аун Сан Су Чжи люди говорят, что здесь явно не обошлось без ее личной «шпильки» в адрес военных, которые фактически закрыли (по крайней мере пока) ей путь в президенты.
Главком вооруженных сил Мин Аун Хлайн даже чуть ниже Аун Сан Су Чжи, а она сама - весьма миниатюрная женщина. В результате рядом с президентом на официальных церемониях главком будет выглядеть весьма комично – как мальчик рядом со взрослым. Похоже, что Аун Сан Су Чжи так решила уязвить своих оппонентов.

Что можно сказать про «первую леди Мьянмы» - супругу Тхин Чжо? Доводилось слышать, что она очень сильно влияет на мужа?

Козьма : Не без этого, но это тема для отдельного разговора. Если брать сухие факты, то жену президента Мьянмы зовут Су Су Лвин. Она также активист НЛД со стажем. В 1970 году закончила в Рангуне среднюю школу. Су Су Лвин – лингвист по образованию, причем, она гордится тем, что английский язык ей довелось изучать у британских профессоров, приехавших в страну по линии Британского Совета. В годы военного режима она работала в неправительственной организации, осуществлявшей образовательные проекты. Со времени довыборов 2012 года она является депутатом нижней палаты парламента (Пьиту Хлюто) от НЛД, и недавно, после начала работы парламента нового созыва, была избрана на должность главы парламентского комитета по международным делам.

Еще одна небольшая просьба. Мьянма для нас, к сожалению, не очень хорошо известная страна. Насколько я понял, часто наши СМИ путаются в именах ведущих политиков, в некоторых фактах. Могут одного и того же человека выдать за двоих, указав разные транслитерации одного и того же бирманского имени. Если не сложно, помогите нам, пожалуйста, и назовите имена наиболее важных фигур в руководстве Мьянмы и политических кругах.

Козьма : Можно сказать, что Аун Сан Су Чжи постаралась максимально облегчить жизнь тем людям, кто пишет про Мьянму – она заняла сразу четыре министерские должности: глава МИДа, министерств энергетики и образования, а также стала министром президентского офиса. Последняя должность особенно важна: в Мьянме нет премьер-министра, а главой исполнительной власти является президент. То есть, министр президентского офиса (если не брать в расчет фигуры вице-президентов, у каждого из которых своя специфическая сфера ответственности) – фактически второй человек в гражданской бюрократической иерархии страны. Кстати, судя по недавней законодательной инициативе НЛД, специально для Аун Сан Су Чжи депутаты готовы ввести еще одну особую должность с широкими полномочиями – «государственного cоветника», которая, судя по высказываниям экспертов, позволит Аун Сан Су Чжи сохранить контроль над парламентом даже после сложения с себя депутатских полномочий в связи с переходом на работу в правительство.

Именно поэтому, с учетом того, что Аун Сан Су Чжи последовательно воплощает в жизнь свое намерение быть «выше президента», о формальном главе государства Тхин Чжо и о главкоме вооруженных сил страны Мин Аун Хлайне, говоря о Мьянме, видимо, следует упоминать не в первую, а во вторую очередь.

Что касается фигур вице-президентов, то их двое: военных представляет генерал Мьин Све, а второй вице-президент - представитель народности Чин христианин Генри Ван Тхио, который также представляет теперь уже правящую НЛД.


Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Список Премьер-министров Мьянмы (Бирмы) (1948-до настоящего времени)

# Имя Годы жизни Начало Конец Политическая партия
Бирманский Союз
1 У Ну
(Первый срок)
1907-1995 4 января 1948 12 июня 1956 Антифашистская лига народной свободы
2 У Ба Све 1915-1987 12 июня 1956 1 марта 1957 Антифашистская лига народной свободы
(1 ) У Ну
(Второй срок)
1907-1995 1 марта 1957 29 октября 1958 Антифашистская лига народной свободы
3 У Не Вин
(Первый срок)
1911-2002 29 октября 1958 4 апреля 1960 Военный
(1 ) У Ну
(Третий срок)
1907-1995 4 апреля 1960 2 марта 1962 Союзная партия
(3 ) Не Вин
(Второй срок)
1911-2002 2 марта 1962 4 марта 1974 Военный (1962-1972)
Партия бирманской социалистической программы (1972-1974)
Социалистическая Республика Бирманский Союз
4 Сейн Вин 1919-1993 4 марта 1974 29 марта 1977 Военный /Партия бирманской социалистической программы
5 Маун Маун Кха 1920-1995 29 марта 1977 26 июля 1988 Военный /Партия бирманской социалистической программы
6 Тхун Тин 1930- 26 июля 1988 18 сентября 1988 Военный /Партия бирманской социалистической программы
7 Со Маунг 1928-1997 21 сентября 1988 23 сентября 1988 Военный
Союз Бирмы
Со Маунг 1928-1997 23 сентября 1988 18 июня 1989 Военный
Союз Мьянмы
Со Маунг 1928-1997 18 июня 1989 23 апреля 1992 Военный
8 Тан Шве 1933- 23 апреля 1992 25 августа 2003 Военный
9 Кхин Ньюн 1939- 25 августа 2003 18 октября 2004 Военный
10 Со Вин 1949-2007 19 октября 2004 12 октября 2007
(Умер в должности)
Военный
11 Тейн Сейн 1945- 12 октября 2007 21 октября 2010 Военный /Партия солидарности и развития
Республика Союз Мьянма
Тейн Сейн 1945- 21 октября 2010 30 марта 2011 Военный /Партия солидарности и развития

См. также

  • Мьянма

Напишите отзыв о статье "Премьер-министр Мьянмы"

Примечания

Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.

fix

РОССИЙСКО-МЬЯНМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между СССР и Бирмой (прежнее название Мьянмы) были установлены 18 февраля 1948 г. Советский Союз оказал этой стране существенную техническую и материальную помощь. В частности, были построены технологический институт и гостиница в Янгоне, а также госпиталь в г.Таунджи. В 1955 г. и в 1960 г. Мьянму посещал Н.С.Хрущев. С 1970-х гг. двусторонние связи активностью не отличались.

В декабре 1991 г. Мьянма признала Россию в качестве государства-продолжателя СССР. Заметным событием в российско-мьянманских отношениях стал официальный визит в Россию заместителя Председателя Госсовета мира и развития Мьянмы в 2006 г.

19 мая 2016 г. «на полях» юбилейного саммита Россия-АСЕАН в Сочи состоялась беседа Президента России В.В.Путина с Президентом Республики Союз Мьянма (РСМ) Тхин Чжо, в ходе которой стороны констатировали заинтересованность в дальнейшем продвижении всего комплекса двусторонних отношений.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев встречался с Президентом Мьянмы Тейн Сейном «на полях» Восточноазиатских саммитов в ноябре 2014 г. (Нейпьидо) и в ноябре 2015 г. (Куала-Лумпур).

В июне 2015 г. в рамках рабочего визита в Россию Вице-президента РСМ Ньян Туна были организованы его переговоры с Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичем, министрами экономического развития, промышленности и торговли.

В феврале 2012 г. состоялся рабочий визит в Россию Министра иностранных дел Мьянмы. В январе 2013 г. Нейпьидо посетил Министр иностранных дел России С.В.Лавров. В июле 2016 г. «на полях» министерских мероприятий по линии АСЕАН во Вьентьяне состоялась встреча С.В.Лаврова с Государственным советником, Министром иностранных дел Мьянмы Аун Сан Су Чжи. Проводятся межмидовские консультации на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств, очередной раунд состоялся в июне 2015 г. в Москве.

В ноябре 2017 г. «на полях» 13-й встречи мининдел форума АСЕМ в Нейпьидо состоялась беседа заместителя Министра иностранных дел И.В.Моргулова с заместителем Министра иностранных дел РСМ Чжо Тином.

Активно развиваются связи и делегационные обмены по военной линии. В ходе официального визита Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу в Нейпьидо в январе 2018 г. подписано межправсоглашение об упрощенном порядке захода военных кораблей в порты России и Мьянмы. В июне 2017 в России находился Главком ВС Мьянмы Мин Аун Хлайн, который провел в Москве переговоры с С.К.Шойгу и Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым. Заместитель Министра обороны РСМ Мьин Нвэ принял участие в 6-й Московской конференции по международной безопасности (апрель 2017 г.), командующий ВВС Кхин Аун Мьин возглавлял мьянманскую военную делегацию на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2017» (июль), начальник штаба Сухопутных войск Моу Мьин Тхун – на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2017».

В декабре 2017 г. состоялся дружественный визит в порт Тилава (г.Янгон) отряда военных кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Пантелеев» и большого морского танкера «Борис Бутома».

Интенсифицируется двустороннее сотрудничество в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами по линии Совета Безопасности Российской Федерации и образованного в январе 2017 г. Аппарата Советника по национальной безопасности Правительства РСМ. Советник по национальной безопасности Мьянмы Таун Тун посетил с визитом Москву в марте 2017 г. и провел переговоры с Секретарем Совета Безопасности Н.П.Патрушевым. Он также возглавлял мьянманские делегации, участвовавшие в работе VIII и IX международных встреч высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (Завидово, май 2017 г.; Сочи, апрель 2018 г.), в ходе которых получили дальнейшее развитие его контакты с руководством Совета Безопасности России и профильных российских ведомств. 27 апреля 2018 г. состоялась беседа Таун Туна с заместителем Министра иностранных дел И.В.Моргуловым.

Предпринимаются шаги по линии межпарламентских связей. 25-27 июля 2018 г. Мьянму посетила делегация депутатской группы Государственной Думы РФ по связям с парламентами Камбоджи, Лаоса и Мьянмы по главе с А.Чепой. Состоялись встречи с руководством комитетов по международным делам обеих палат Союзного парламента, Главкомом ВС Мьянмы ст.генералом Мин Аун Хлайном, а также министром международного сотрудничества Чжо Тином. В ходе переговоров мьянманские партнеры обозначили планы по созданию парламентской группы сотрудничества с Россией, подтвердили заинтересованность в активизации связей между профильными комитетами законодательных собраний двух стран и расширения двустороннего взаимодействия в рамках международных межпарламентских организаций.

Совершенствуется договорно-правовая база двусторонних отношений. В 2017 г. подписаны межправсоглашение об учреждении в Янгоне торгового представительства Российской Федерации и меморандум о взаимопонимании между Минкомсвязи России и Мининформации Мьянмы о сотрудничестве в области массовых коммуникаций.

В сентябре 2017 г. в Москве состоялось 2-ое заседание Российско-Мьянманской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству под председательством Министра экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкина и Министра планирования и финансов РСМ Чжо Вина.

По данным ФТС России, объем товарооборота с Мьянмой в 2017 г. составил 216,7 млн. долл. США (снижение на 16,1 % по сравнению с 2016 г.). Экспорт российских товаров в РСМ – 167,3 млн долл. (+ 42,8 %), импорт из Мьянмы – 49,3 млн. долл. (- 61 %). Номенклатура российских поставок в Мьянму включает машины, оборудование и транспортные средства (65,4 %), металлы и изделия из них (3,6 %), продукция химической промышленности (3,4 %), минеральные продукты (2,5 %). Основные статьи импорта из Мьянмы: текстиль и изделия из него (71 %), продукты питания и сельскохозяйственное сырье (23,4 %).

Размер накопленных российских инвестиций в экономику Мьянмы составляет 94 млн. долл. США, из них 38,3 млн. приходится на капиталовложения компании «Башнефть», действующая в рамках подписанного в 2014 г. соглашения с Мьянманской нефтегазовой корпорацией о разделе продукции на материковом блоке ЕР-4.

В мае 2018 г. по линии Государственной корпорации «Росатом» в Янгоне проведено 2-е заседание Российско-Мьянманской рабочей группы по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях. Перспективными направлениями налаживания кооперации определены российское участие в создании ядерной инфраструктуры в Мьянме, развитие ядерной медицины, сооружение исследовательских ядерных реакторов и ускорителей заряженных частиц.

Важным проектом двустороннего сотрудничества является сооружение при участии АО «ВО «Тяжпромэкспорт» чугуноплавильного завода в г.Пангпет. После приостановки работ в 2017 г. стороны принимают меры по завершению его строительства и вводу в эксплуатацию в конце 2019 г. при условии возобновления финансирования мьянманской стороной работ, находящихся в ее зоне ответственности.

С целью расширения контактов между деловыми кругами двух стран в июле с.г. подписан меморандум о сотрудничестве между Фондом «Росконгресс» и Мьянманской Федерацией торгово-промышленных палат.

Российская сторона оказывает содействие в модернизации построенной советскими специалистами в 1961 г. больницы в г.Таунджи. В декабре 2017 г. в Янгоне подписан меморандум о финансировании взноса России в бюджет Управления ООН по обслуживанию проектов на подготовку технико-экономического обоснования соответствующих работ.

В области образования ведется подготовка в ведущих технических вузах России на контрактной основе инженерно-научных и военных кадров из РСМ. В 2017 г. по этой линии в Россию направлено более 200 мьянманцев.

Для обучения за счет средств федерального бюджета Мьянме на 2018/2019 учебный год выделено 7 стипендий (годом ранее - 4). Среди мьянманской молодежи наблюдается устойчивый интерес к учебе в нашей стране (на портал Минобрнауки России подано более 40 заявок).

В рамках сотрудничества в области здравоохранения в 2017 г. три группы врачей из РСМ (всего более 20 специалистов) участвовали в организованных Минздравом России научно-практических и обучающих семинарах. В феврале 2018 г. российские компании «Технологии радиотерапии» (г.Москва) и ЗАО «ОКБ “РИТМ”» (г.Таганрог) провели на базе Военного госпиталя №2 в Янгоне практические семинары и презентацию медицинского диагностического и лечебного оборудования.

В ноябре 2017 г. специалисты Минздрава РСМ приняли участие в организованной под эгидой Роспотребнадзора встрече старших должностных лиц и экспертов в области общественного стран-участниц Восточноазиатского саммита (ВАС) по вопросам взаимодействия в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями. Прорабатывается вопрос о подписании двустороннего меморандума о сотрудничестве в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Общая численность российских туристов, посетивших 2017 г. Мьянму, составила около 4,5 тыс. человек. В марте 2018 г. несколько крупных мьянманских туркомпаний приняли участие в 25-й Московской международной выставке «Путешествие и туризм».

Положительную динамику демонстрирует двустороннее сотрудничество в области культуры и искусства. В мае 2017 г. в рамках международной программы Санкт-Петербургского дома музыки «Посольство музыкального мастерства» Янгон посетили российские музыканты, которые выступили с концертом на сцене Национального театра и провели мастер-класс для студентов Университета культуры и искусств. В феврале 2018 г. по линии Общества дружбы и сотрудничества с Республикой Союз Мьянма (ОВДРСМ) в ряде мьянманских городов были организованы выступления российских певцов и танцоров, приуроченные к 70-летней годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Мьянмой.

В декабре 2017 г. делегация Государственного музея искусств народов Востока провела встречи с руководством Министерства по делам религии и культуры и ряда музеев РСМ, в ходе которых обсуждались вопросы налаживания двусторонних контактов и обмена опытом.

В апреле состоялось подписание Соглашение о сотрудничестве между ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» (г.Владивосток) и Ассоциацией преподавателей частных школ г. Янгона. В июле-августе 2018 г. запланирована поездка первой группы мьянманских школьников в количестве 15 человек в лагерь детского отдыха на территории ДВО.

Активную деятельность ведет ОДРСМ. В феврале 2017 г. президент Общества М.А.Дмитриев в ходе визита в Мьянму провел встречу с Государственным советником, Министром иностранных дел РСМ Аун Сан Су Чжи. Были обсуждены перспективы активизации контактов между НПО и гражданами двух стран, а также налаживания взаимодействия с Ассоциацией мьянманско-российской дружбы.

fix

РЕСПУБЛИКА СОЮЗ МЬЯНМА

Общие сведения. Республика Союз Мьянма расположена в Юго-Восточной Азии, на Индокитайском полуострове, граничит с Бангладеш, Индией, Китаем, Лаосом и Таиландом, на юго-западе омывается Бенгальским заливом, на юге – Андаманским морем. Территория – 677 тыс. кв. км.

Климат – муссонный, тропический, с двумя сезонами: дождливым (июнь-октябрь) и сухим, делящимся на прохладный (ноябрь-февраль) и жаркий (март-май) периоды.

Население – 52,4 млн чел. (около 70% – бирманцы, остальные – шаны, карены, качины, чины, моны, араканцы, представители других малых народностей, а также выходцы из Китая, Индии и других стран, всего – 135 национальностей).

Административная столица – г.Нейпьидо (население – 1,2 млн чел.). Крупнейший город и торгово-экономический центр – г.Янгон (более 6 млн чел.). Страна разделена на 7 административных и 7 национальных областей.

Государственный язык – бирманский (в последнее время используется также наименование «мьянманский»).

Основная религия – буддизм (исповедуют 89,4% населения); есть христианская (4,9%), мусульманская (3,9%) и индуистская общины (0,5%).

Национальная валюта – кьят (чжа). По официальному обменному курсу около 1400 кьят – 1 долл. США (август 2018 г.).

Краткий исторический обзор. Первое крупное бирманское государство возникло в XI в. с центром в г.Паган в центральной части страны. С 1886 по 1948 гг. Бирма была колонией Великобритании (в 1942-1945 гг. оккупирована Японией). 4 января 1948 г. провозглашена независимым государством (Союз Бирма). Период парламентской демократии (1948-1962 гг.) был прерван в марте 1962 г. военным переворотом и установлением однопартийного «социалистического» режима. В условиях острого внутриполитического кризиса в сентябре 1988 г. к власти в стране вновь приходят военные, провозгласившие курс рыночных реформ и плавного перехода к демократии. В мае 2008 г. на всеобщем референдуме была принята конституция Республики Союз Мьянма. По итогам первых парламентских выборов в 2010 г., которые бойкотировались оппозицией, победу одержали политические силы, близкие к военным кругам. В ноябре 2015 г. состоялись выборы в парламент второго созыва, большинство мест в котором получила ведущая оппозиционная партия Национальная лига за демократию во главе с ее лидером Аун Сан Су Чжи.

Государственное устройство . Главой государства является президент (Вин Мьин), который вместе с двумя вице-президентами избирается парламентом; фактическим руководителем правительства – государственный советник (Аун Сан Су Чжи). Двухпалатный Союзный парламент состоит из Собрания национальностей (председатель – Ма Вин Кхайн Тан) и Собрания народных представителей (председатель – Т. Кхун Мья); законодательные акты утверждаются на совместных заседаниях обеих палат. В соответствии с конституцией, руководство вооруженных сил в лице Главкома (ст. генерал Мин Аун Хлайн) назначает глав трех министерств (обороны, внутренних и пограничных дел) и депутатов-военных, за которыми зарезервирована четверть мест в Союзном парламенте и четырнадцати областных законодательных собраниях. Высшим судебным органом является Верховный суд (председатель – Тхун Тхун У).

Экономика. Мьянма располагает богатыми природными ресурсами: древесиной, минеральными и рудными полезными ископаемыми (медь, цинк, олово, вольфрам, сурьма, золото, серебро, нефрит, рубины, сапфиры), нефтью (подтвержденные запасы – 206,9 млн баррелей), газом – 350-400 млрд куб. м), значительными гидроресурсами, рыбой и морепродуктами (возможности их добычи оцениваются в 1,1 млн т в год).

Объем ВВП в 2017 г. – 66,5 млрд долл. США, на душу населения – около 1264 долл. (по паритету покупательной способности). Суммарный объем заявленных иностранных инвестиций – более 76 млрд долл. Темпы экономического роста в 2017 г. – 6,7% (в 2016г. – 5,9%), уровень инфляции – 7%, бюджетный дефицит – около 3,5% ВВП, внешний долг – около 10 млрд долл. США, размер золотовалютных резервов – 9,4 млрд долл. Средняя продолжительность жизни – 61 год.

Основной отраслью экономики Мьянмы является сельское хозяйство, в котором занято до 70% трудоспособного населения и производится около 36% ВВП. На долю промышленности приходится 26% ВВП.

По итогам 2017 г. объем внешней торговли составил 29,1 млрд долл. США (экспорт – 11,9 млрд долл., импорт – 17,2 млрд долл.). Основные статьи экспорта – газ, рис, бобовые, морепродукты, древесина (в первую очередь, тик), швейные изделия, драгоценные и полудрагоценные камни; импорта – потребительские товары, машины и оборудование, металлы, пищевые масла, цемент, удобрения, медикаменты. Ведущие внешнеторговые партнеры – Китай, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Япония и Индия.

Внутренняя политика. Правительство страны проводит политические и социально-экономические реформы, нацеленные на демократизацию общественной жизни и развитие рыночной экономики. Среди ведущих внутриполитических приоритетов действующего правительства – урегулирование кризисной ситуации в Ракхайнской национальной области и развитие мирного процесса с этническими вооруженными группировками, базирующимися в приграничных районах на севере и востоке страны.

Внешняя политика. Благодаря своему местоположению, Мьянма находится на пересечении стратегических интересов региональных «полюсов силы» – Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китая и Индии. Основным вектором внешней политики Мьянмы является развитие связей в рамках АСЕАН. Нейпьидо стремится поддерживать максимально сбалансированные отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами.

Мьянма - популярное туристическое направление, страна с огромной историей, открытыми людьми и традиционной для Азии привязанностью к традициям. Ранее государство носило название Республика Бирманский Союз, сокращенно Бирма, но в 1989 году вместе с изменением политического курса властей пришла полная реконструкция регалий, положившая начало дальнейшему развитию страны. Сейчас Мьянма представляет собой крупнейший центр рекреационной и духовной активности на территории Азии, выступает за демократические движения по всему миру и стремится воздержаться от конфликтов на международной арене, по крайней мере, до последнего времени.

Местоположение и особенности геолокации

У туристов вопрос «где находится Бирма и что за страна Мьянма» возникает ещё на этапе рассмотрения вариантов о поездке. Дело в том, что это название является прижившимся архаизмом по отношению к данному государству. Непосредственно само население бывшей Бирмы крайне отрицательно относится к прозвищу и всячески подчеркивает факт произошедших изменений регалий. Территориально Мьянма расположена на западе граничит с Индией и Бангладеш, Китаем, Лаосом и Таиландом. Общая площадь государства составляет 678 кв. км., а длина береговой линии равна 1930 километрам.

Большая часть площади бывшей Бирмы находится под влиянием субэкваториального и тропического климата, в результате этого погода влажная, жаркая. Относительно холодными бывают только несколько месяцев - с конца октября до середины февраля. В прохладный период средний температурный режим составляет 13-15 градусов тепла, реже - 10. В горных районах возможны заморозки, летом температура поднимается до 41 градуса. В связи с сильной влажностью и жарой у туристов обычно популярны направления в Мьянму с августа по сентябрь.

Экономический потенциал

«Где находится Бирма? Что за страна со столь консервативным курсом?» - достаточно ответить на эти два вопроса, чтобы описать экономический потенциал государства. Бывшая Бирма расположена между несколькими большими соседями, на территории, где в изобилии присутствует дорогая древесина и есть долины, приспособленные под плантации. Львиная доля ВВП (более 40%) приходится именно на сельскохозяйственный сектор. На территории страны выращивают рис, бобовые, сахарный тростник, именно последний идет на экспорт в страны Азии. Среди населения более 70% задействованы именно в сельскохозяйственном секторе, в противовес, сфера консалтинга и ИТ-технологий популярна в наименьшей степени.

20% ВВП составляет промышленность, в основном обрабатывающая. Львиная доля экспорта, более 50% (согласно данным за 2016 год) приходится на Таиланд, который выступает стратегическим партнером Бирмы. Из полезных ископаемых массово добывается золото, нефть, олово, железная руда, есть предприятия по обработке вольфрама. В этой отрасли занято всего 7% населения. В промышленном сегменте приоритетны с точки зрения государства отрасли по добыче и обработке драгоценных и полудрагоценных камней. Мьянма не только обрабатывает такой ресурс роскоши, но и успешно поставляет его за границу.

Национальная кьят находится в плавучем состоянии по отношению к доллару. Вне зависимости от эмбарго США и напряженности отношений, туристы продолжают наполнять рынок Бирмы иностранным капиталом. Обменять валюту в стране можно не только в банке, но и на черном рынке.

Туристическое направление

Правительство Мьянмы подчеркивает открытость государства в плане контактов с мировым сообществом и поддерживает рекреационные начала среди социума. Бывшая Бирма готова предложить туристам теплый климат, низкую плотность пляжей, вызванную соседством с Таиландом и мощную инфраструктуру. Ощутимым преимуществом Мьянмы в этом сегменте является выход к двум заливам и морю, обширная береговая линия позволяет подобрать курорт для отдыха в зависимости от предпочтений туриста.

Несмотря на довольно жесткую цензуру, проводимую органами власти по отношению к коренному населению, на туристах всяческие ограничения не сказываются в значительной мере. В сравнение с аналогичными курортами, стоит отметить лишь чуть более строгие законы по отношению к поведению туристов в общественных местах и ограничения на передвижения в отдельных районах. Непосредственно самих путешественников привлекает в большей мере бывшая столица государства - Янгон, где находится пагода Шведагон. Интересны также храмы, наименее развитые в инфраструктурном плане города, поскольку бама (самоназвание народа Мьянмы) обладает впечатляющей историей и тягой к сохранению традиций. Основной интерес у туристов вызывает не столицы Мьянмы Нейпьидо, а более отдаленные районы.

Свод правил, обязательных к изучению туристами

На территории Мьянмы более 60 лет действовал довольно строгий «особый режим», когда страна была ограждена от внешнего мира военной диктатурой. На текущий момент бывшая Бирма открыта для туристов и путешественников, однако на территории государства действует ряд правил, которых следует придерживаться как в более цивилизованных районах, так и в глуши. Вывозить валюту Мьянмы запрещено, но ограничение не касается иностранной валюты. Любые суммы выше 2 тысяч долларов подлежат обязательной декларации, их обмен производится внутри государственного банка или других крупных контрагентов.

Из страны запрещено вывозить любые изображения или фигурки Будды, предметы исторического или национального наследия, культурные ценности. В страну нельзя ввозить антиправительственную или запрещенную религиозную литературу, бытовую технику, в том числе фотоаппараты, их могут попросить оставить в ячейке хранения. Таких прецедентов немного, но иметь в виду существование подобного распоряжения все же стоит. Не везде на территории страны можно свободно перемещаться. В Мьянме все еще сильны отголоски военного режима. Для туристов существует отдельная карта. При нарушении иностранца могут депортировать и даже задержать с последующим арестом.

В Мьянме довольно слабо развито интернет-покрытие в частном секторе. Доступ в Сеть предоставляется посредством интернет-кафе, контент регулируется правительством. Доступ к ряду сайтов, блогов и страниц в Интернете жестко ограничен, так как такая информация признана антиправительственной. Для туристов всегда лучше уточнить этот момент у туристического агентства или непосредственно на месте. Всякого путешественника обязаны ознакомить с полным перечнем правил поведения и хорошего тона. Последнее может стать причиной серьезного конфликта, если иностранец проявит неуважение к святыням или традициям страны. Так, к примеру, при входе в дом или храм обязательно следует снять обувь, при этом стараясь не показывать публике свои ступни, что является оскорблением. Справедливости ради стоит отметить, большинство ограничений призваны обезопасить посещение страны иностранцами.

История Мьянмы и становление традиций

История непосредственно государства Бирма начинается в 1948 году, когда страна получила независимость от Великобритании по итогам Второй мировой войны. В 1962 году была сформирована социалистическая республика под контролем военных и с тесными связями с СССР. Государство Бирма просуществовало относительно недолго. Переворот в 1988 году вернул государству название Мьянма и сменил курс на политическую независимость. Вплоть до 2011 года, в большей или меньшей степени, страна управлялась военными. В частности, лидер Мьянмы, которым на тот момент был старший генерал Тан Шве, был одним из инициаторов «особого положения», сопряженного с цензурой и жестким контролем от исполнительной ветви власти.

Население и менталитет

Население Мьянмы (Бирма) состоит из двух этнических групп - моны и бирманцы. Сейчас полиэтническая и насчитывает свыше 100 народностей. Примечательно, моны, которых называют именно коренным населением Бирмы, поскольку бирманцы мигрировали на территорию страны из Китая, составляют не более 2-2,5% текущего состояния этноса страны. Большая их часть была ассимилирована бирманцами с кросс культурным пересечением традиций. Общее число населения составляет 51,5 млн человек.

Текущий лидер Мьянмы провозгласил открытость державы по отношению к другим народностям и последователям различных религий. Изначально бама подверглись влиянию индуизма и буддизма. На сегодняшний день на территории страны растет число мечетей и приверженцев ислама, вплоть до конфликта в августе-сентябре 2017 года, когда гонениям подверглась этническая группа «рохинджа», называемой правительством нелегальной. Основной религией Бирмы остается буддизм. Однако, население Мьянмы (Бирма) относится к различным конфессиям терпимо. Официальный язык Бирмы - бирманский с рядом диалектов, обусловленных не только различием конфессий, но также и монгольской интервенцией в прошлом.

Религиозным центром для буддистов является населенный пункт Пиндайя, знаменитый своими пещерами. Здесь, согласно мнению сторонников буддистской школы тхеравады, происходили все значительные для шана, и верования в целом, служения за последние несколько десятилетий. В породе вырублены несколько пещер, но большая часть комплекса - природного происхождения. Здесь были спрятаны более 8 тысяч статуй Будды, золотая ступка, крайне релевантная для сторонников конфессии.

Экспорт наркотиков и преступность

То, где находится Бирма и что за страна скрывается под этим названием, наложило отпечаток на развитие черного рынка и криминальных элементов внутри государства. Мьянма имеет обширный потенциал к контрабанде путем морских маршрутов, многие пограничные районы не охраняются. На территории самой Бирмы существуют наркотические плантации, где выращивают опиум. В распространенности этого сегмента Мьянма уступает только Афганистану и почетно занимает одно из мест «Золотого треугольника», территориального района, подконтрольного ряду организаций криминального характера, поставляемых наркотики на Запад с начала ХХ-го века.

Ввиду распространенности наркотических средств, а также рынка их сбыта во Мьянме бушует преступность. Наиболее привлекательные для туристов районы контролируются полицией, а иногда и регулярной армией Бирмы, но на территории большей части государства прослеживается тенденция к увеличению числа преступлений. Одно из направлений нового правительства - открытость, президент Тхин Чжо отменил особый режим на территории страны и провозгласил борьбу с преступностью.

Политический строй

На текущий момент пост президента Мьянмы занимает Тхин Чжо, премьер-министра - Аун Сан Су Чжи, её же кабинет контролирует вопросы, связанные с мигрантами. Четверть мест в правительстве остается за военными, однако такой закрытости, характерной для Бирмы ранее, уже нет. Несмотря на многочисленные санкции Запада, страна активнее заключает торговые соглашения и участвует на мировой арене в качестве игрока.

Правительство Мьянмы пытается нивелировать проблему столкновения этнических группы внутри страны путем достижения компромисса, однако, по заверению прессы и мнения политиков мирового уровня, гонения на отдельных представителей социума внутри Мьянмы продолжаются. Государственный аппарат находится в столице Мьянмы - Нейпьидо. Этот район считается одним из наиболее развитых в стране.

Конфликт в Мьянме: причины

В зависимости от приверженности той или иной конфессии, а также политическому курсу, выделяют несколько причин конфликта в Мьянме. Напомним, в августе-сентябре 2017 года в штате Ракхайн (Аракан) произошел ряд столкновений, в результаты которых пострадали представители рохинджа. В странах СНГ приверженцы ислама выступили в поддержку своих собратьев на территории Бирмы. Непосредственно само правительство Бирмы выступает с акцентом на нелегальном статусе данной этнической группы, называя подвергшихся гонениям граждан беженцами из Бангладеш. Приверженцы ислама полагают такое бездействие государственного аппарата преступным, а причиной столкновений - страх правительства перед «новой точкой джихада».

Причиной конфликта в Мьянме также считают стремление политиков радикально сменить курс и вернуться к «рыночным отношениям». Имели место даже предположения об иностранном влиянии на текущее положение дел в Бирме. Отметим, текущий лидер МИДа Бирмы и премьер-министр Аун Сан Су Чжи носит статус лауреата Нобелевской премии мира, в результате чего её бездействие подвергается многочисленной критике со стороны оппозиции. Конфликт в Мьянме обострился ещё в прошлом году, когда в штате вспыхнула волна нападений на институции государственного аппарата и погранпосты. Тогда правительство ввело на территорию региона регулярную армию. На данный момент конфликт находится в пассивном состоянии.

Третье мнение касательно причин конфликта в Мьянме обусловлено «араканской резней», в исторический период оккупации части страны Японией. В 1942 году произошло массовое столкновение рохинджа и бирманцев, поддерживающих интервентов. Местные жители поддержали японцев, тогда как отряды рохинджа были вооружены британским оружием и выступили на стороне союзников. Ввиду этого давнего конфликта противоречия между этносами свежи до сих пор. В истории Мьянмы есть несколько схожих с событиями текущего периода прецедентов, в 2012 и 2013 годах.

Опасна ли Бирма для туристов?

При посещении наиболее развитых и цивилизованных центров страны - нет. Те районы, где конфликт развивается наиболее остро, ограничены к посещению и контролируются войсками, в результате чего проникнуть на их территорию затруднительно. При соблюдении моральных норм социума и умеренном поведении бирманцы покажутся туристу приветливыми и доброжелательными людьми. С точки зрения привлекательности в качестве рекреационного центра Мьянма занимает довольно высокую позицию. В остальном, территория государства остается развитой на уровне стран «третьего мира» и довольно бедной.

Развитая преступность все ещё оказывает на Мьянму серьезное влияние, поскольку каналы сбыта опиума продиктованы массовостью поставок и конспиративностью. Прямой угрозы для жизни туриста нет, однако при поездке в Бирму следует соблюдать предписания агентства и ограничиться рядом открытых к просмотру мест.

Итак, где находится Бирма, и что за страна настолько закрыта для общества? Мьянма остается одним из наиболее колоритных государств Азии, поскольку совмещает множество культурных наследий от разных этносов. К сожалению, именно это является причиной постоянных конфликтов на территории страны и столкновений на почве различия религиозных взглядов. Как рекреационная страна, Мьянма пользуется популярностью и может предложить иностранцам широкий выбор мест отдыха, но как экономический агент и политический игрок бывшей колонии Великобритании ещё только предстоит долгий путь развития.

Глеб Александрович Ивашенцов,
Чрезвычайный и Полномочный Посол России,
член Российского Совета по международным делам,
специально для РИСИ

Тридцатого марта принес присягу новый президент Мьянмы (бывшей Бирмы) Тхин Чжо – первый со времен военного переворота 1962 года гражданский президент страны. Тхин Чжо – представитель ранее оппозиционной партии «Народная Лига за демократию» (НЛД), которую возглавляет дочь национального героя Бирмы генерала Аун Сана, «демократическая икона Мьянмы» и нобелевский лауреат Аун Сан Су Чжи, при военном режиме долгое время находившийся под домашним арестом. Сама же Аун Сан Су Чжи, несмотря на свою популярность, лишена возможности стать президентом, поскольку два ее сына – британские подданные, а Конституция Мьянмы запрещает лицам, имеющим близких родственников-иностранцев, занимать пост главы государства.

В этих условиях у победившей партии оставался единственный выход – назначить «доверенного президента», деятельность которого, по определению НЛД, направлялась бы Аун Сан Су Чжи. Таким назначенцем по выбору лидера партии стал ее друг детства 70-летний Тхин Чжо.

Уходят ли военные?

На наших глазах в Мьянме возникает своеобразная модель управления, учитывающая как принципы западной демократии, так и роль армии в жизни страны на протяжении последних десятилетий. Согласно принятой в 2008 году Конституции Республики Союз Мьянма, в двухпалатном Всесоюзном парламенте и 14 законодательных собраниях регионов 25% мест зарезервировано за представителями армии, которые голосуют как единый блок по приказу Главнокомандующего Вооруженными Силами. Одновременно с принесением Тхин Чжо присяги в качестве президента Мьянмы, пост первого вице-президента страны занял представитель военной фракции генерал-лейтенант Мьин Схвей. Вторым вице-президентом стал депутат Совета национальностей от НЛД Генри Ван Тхио, выходец из штата Чин, по вероисповеданию христианин, выдвижение которого на пост вице-президента должно подтвердить линию НЛД на взаимодействие с этническими и религиозными меньшинствами страны. Согласно Конституции 2008 г. главнокомандующий назначает трех силовых министров – обороны, внутренних дел и охраны границ. В Совете национальной обороны и безопасности, который формально возглавляет президент, шесть из 11 членов – представители армии.

Роль армии в жизни Мьянмы

Весомая роль армии в жизни Мьянмы определяется целым рядом обстоятельств. Главное из них в том, что к моменту получения Бирмой независимости от Великобритании в 1948 году в этой стране, в отличие, скажем, от Индии, по сути отсутствовала национальная гражданская политическая элита, способная взять в свои руки управление государством. С одной стороны, британские колониальные власти максимально ограничивали прием этнических бирманцев на службу во властные структуры. С другой – этнических бирманцев не было и среди мало-мальски влиятельных предпринимателей колониальной Бирмы: крупный бизнес находился в руках англичан, средний и мелкий – индийцев и китайцев. Вместе с тем за годы Второй мировой войны в Бирме сформировались мощные вооруженные силы, во главе которых изначально встали молодые патриотически настроенные и неплохо образованные люди. Поэтому армия исторически выступала в Бирме главным носителем национальной идеи.

Армия также дважды в истории независимой Бирмы предотвратила сползание страны в пучину анархии. В первый раз это произошло на рубеже 50-60-хх годов ХХ в., когда первое конституционное правительство многоэтничной Бирмы во главе с буддистом-демократом У Ну не смогло справиться с сепаратистскими мятежами на национальных окраинах, экономическим кризисом и разгулом коррупции, и развал страны жесткими военными методами предотвратил генерал Не Вин, установивший в 1962 г. режим своей личной власти.

Во второй раз армия решила судьбу страны в 1988 году, когда в стихийные народные выступления против политического угнетения и экспериментов Не Вина по строительству «бирманского социализма» вмешались выпущенные из тюрем уголовники, занявшиеся грабежами и бесчинствами, а разъедаемая групповщиной гражданская оппозиция оказалась бессильной их обуздать.

Наведя порядок в стране, «новая военная хунта» предприняла попытку вернуться к демократической форме правления. В 1990 году ее высший орган Государственный совет по обеспечению законности и порядка провел многопартийные выборы. Генералы, однако, недооценили степени народного недовольства правлением военных и, рассчитывая по-прежнему остаться у руля, не подготовили заблаговременно новой конституции, которая определяла бы пути формирования и функции будущего правительства. Когда же подавляющее большинство на выборах завоевала оппозиционная НЛД, на практике представлявшая собрание всех прежних мелких демократических групп, объединенных лишь неприятием военного режима, власти, не желая повторения анархии 1988 г, признать результаты выборов отказались.

Долгий путь к «перестройке» в Мьянме

Генералы Мьянмы долго изучали опыт своих соседей, прежде всего в Таиланде и Индонезии, по переходу от авторитарной к более либеральной форме правления. В течение двадцати лет разрабатывалась новая конституция страны, которая открыла бы путь к многопартийным выборам, сохранив при этом за военной верхушкой контроль над развитием политического процесса, названного янгонскими стратегами «дисциплинированной процветающей демократией». Эта конституция была в 2008 г. представлена на всенародный референдум, на котором получила одобрение более 92% электората.

В ноябре 2010 года в стране были проведены всеобщие парламентские выборы, и из-под многолетнего домашнего ареста освобождена знаковая фигура оппозиции Аун Сан Су Чжи. В ходе первой сессии Всесоюзного парламента в январе-феврале 2011 года были избраны главы законодательных, исполнительных и судебных структур. Глава военного режима старший генерал Тан Шве ушел в отставку, а его преемник на посту главкома Вооруженных сил генерал Мин Аун Хлайн, министр обороны и прочие военачальники заняли подчиненное положение к новым формально гражданским руководителям и уже ни по каким параметрам не «подминали» под себя новую структуру власти.

Многие и в самой Мьянме, и за рубежом ожидали, что новое правительство будет просто новой редакцией прежнего режима в гражданском обличье. Но избранный тогда президентом страны Тейн Сейн, в прошлом военный, немедленно приступил к широким политическим и экономическим реформам, каких никто не мог представить в течение 50 лет.

Почему военное руководство предприняло столь кардинальные шаги? Несомненно, определенное значение имели санкции, которые после непризнания результатов выборов 1990 года объявил военному режиму Мьянмы Запад. Но думается, главная причина была в том, что конституция 2008 года гарантировала контроль военных за обстановкой в стране. Гражданская оппозиция и этнические меньшинства получали возможность сказать свое слово в политике, а частный бизнес – в экономике, но при этом сохранялись все прежние силовые и контрольные структуры. Свою роль, несомненно, сыграли и личные качества таких руководителей, как Тан Шве, Тейн Сейн и главком Вооруженных сил генерал Мин Аун Хлайн, их убежденность в необходимости и неизбежности перемен для того, чтобы вывести Мьянму из изоляции, обеспечить экономический подъем, в немалой степени за счет развития гражданской инициативы, и снять противостояние со стороны Запада. Пять лет между выборами 2010 и 2015 годов стали своего рода испытательным сроком.

Парламентские выборы 2015 года и президентские 2016 года обозначили глубокий перелом в развитии Мьянмы. В новом правительстве присутствуют по сути два центра власти – представители прежней демократической оппозиции во главе с культовым лидером Аун Сан Су Чжи и выходцы из прежней военной верхушки, в течение десятилетий эту оппозицию подавлявшей. Решение стоящих перед страной проблем зависит от того, насколько НЛД, опьяненная выборными успехами, но не имеющая ни опыта административной деятельности, ни квалифицированных кадров, сможет выстроить взаимодействие с военными, у которых есть и опыт, и кадры. Как распорядится своими полномочиями президент Тхин Чжо, никогда не бывший публичным политиком и занявший пост главы государства лишь потому, что был школьным другом Аун Сан Су Чжи, и, наконец, как поведет себя сама Аун Сан Су Чжи, по ее собственному определению, «стоящая над президентом».

Уже сегодня, лишь на начальном этапе «перестройки», налицо обострение этнических и социальных конфликтов. В штатах Шан и Качин происходят серьезные вооруженные столкновения, способные подорвать очень хрупкий процесс примирения центра с этническими движениями на окраинах. Если же в условиях нынешней демократизации этнические движения потребуют уступок от центрального правительства, и представители НЛД в этом правительстве заявят о готовности пойти на уступки, то как ответят на это военные?

Весьма злободневным в Мьянме становится и мусульманский вопрос. Причем дело не только в напряженных отношениях между буддийским большинством населения штата Ракхайн и мусульманскими общинами рохинджа в приграничных с Бангладеш районах Ракхайна. В последние годы повсюду в Мьянме наблюдается подъем своеобразного буддийского национализма, который в определенной степени подогревался военным режимом. Наиболее радикальная организация буддийских националистов – так называемая Буддийская ассоциация в защиту расы и религии – требует законодательного ограничения прав мусульман. Как ответит на это НЛД, всячески подчеркивающая свою толерантность?

Серьезную озабоченность вызывает и обстановка с производством наркотиков. На штат Шан приходится 91% культивирования опийного мака в «золотом треугольнике» Юго-Восточной Азии. Прежний военный режим обеспечивал в конце XX – начале XXI века устойчивое падение производства опиума в Мьянме – площадь, занятая под маком в Мьянме, сократилась с 1996 по 2004 годы со 160 тыс. до 44 тыс. га. Однако в последнее время вновь наблюдается рост как площадей под маком – до 55 тыс. га в 2015 году, так и производства опиума: если в 2004 году в Мьянме было произведено 370 тонн опиума, то в 2015 – 730 тонн. Свою роль несомненно сыграло ослабление контроля силовых ведомств над ситуацией в условиях перехода к гражданскому правлению.

Что касается внешней политики, то в пользу нового правительства работает тот фактор, что ни одна из внешних сил – ни Китай, ни партнеры по АСЕАН, ни Запад – не хотят превращения Мьянмы в очередной очаг международной напряженности. Вместе с тем новое правительство должно строить свою линию в международных делах так, чтобы примирение с Западом, на которое нацелена НЛД, не вызывало каких-либо подозрений со стороны Китая – главного экономического партнера Мьянмы, с которым прежний военный режим имел едва ли не союзнические отношения.