Личный опыт: Все, что вам нужно знать для поездки в Норвегию. Бюджетное путешествие в норвегию

Как лучше добраться из Копенгагена в Осло?

Лично мы должны были попасть в Норвегию из столицы Дании, города Копенгагена. Отсюда и вопрос: как лучше это сделать? Я лично голосую за паром. Собственно говоря, иного опыта преодоления этого расстояния у меня нет, соответственно, какого-либо сравнительного анализа провести не смогу, но всё же, я за паром, аргументирую.

4

Вот смотрите, сколько удовольствий за одни и те же деньги. Во-первых, паром это отель с каютами, в которых есть всё необходимое для кратковременного проживания. Каюты, как я понимаю, имеются разного уровня комфорта в зависимости от финансовых возможностей. Ради одной ночёвки мы сильно не заморачивались, выбрали самый не дорогой вариант, но и в этом случае всё было очень даже достойно: отдельная каюта, удобная кровать, собственный санузел, что ещё нужно бывалому путешественнику.

Во-вторых, паром это ресторан, и не один. При покупке билета есть возможность выбора таких опций, как ужин и завтрак. Мы, например, в этот раз выбрали только завтрак. Питание в главном ресторане организовано по принципу «шведского стола», который, как известно, стимулирует безмерное и излишнее потребление продуктов и напитков. Объедаться на ночь совсем не хотелось, ибо говорят, что это вредно. В любом случае голодными не остались, помимо основного ресторана есть множество других заведений, работающих по принципу «плати и бери», цены в них демократичными не назовешь, поэтому платили и брали столько, сколько нужно, и может даже немного меньше. А вот обильный завтрак с утра был как нельзя, кстати, в этом случае, на время можно превратиться даже в Гарантюа, ну или в Пантагрюэля, кому как нравится.

9


В — третьих, паром это центр развлечений и шопинга, гульбанить можно хоть всю ночь. Есть там и казино, и игровые автоматы, и магазины, и караоке, и сауна, и прочие подобные удовольствия, но тут я не эксперт. Единственно, что я себе позволил, это сесть у иллюминатора и наблюдать за проплывающими за бортом островами.

15


Ну и в — четвёртых, паром это средство передвижения, в итоге, из пункта К в пункт О мы добрались, что не могло не радовать.

3


Вот такие мои аргументы «за». Маршрут Копенгаген — Осло обслуживает датская паромная компании DFDS. Из столицы Дании паром уходит в 17-00, а в столицу Норвегии прибывает в 9-30. Билеты желательно покупать заранее, напрямую через сайт компании.

Как построить маршрут самостоятельного путешествия по Норвегии?

Вариантов, как вы понимаете, великое множество, я расскажу про наш, ни в коей мере не претендуя на победу в номинации «Самый лучший маршрут по Норвегии». Все решения принимались спонтанно и импульсивно, исходя из временных и финансовых возможностей.

Вообще считается, что по Норвегии самостоятельному туристу лучше всего передвигаться на автомобиле. Скорее всего, так и есть. Ведь при посещении этой страны нужно обязательно увидеть фьорды, ни в коем случае не ограничиваясь лишь осмотром крупных городов. И мы изначально рассматривали именно такой вариант, планируя арендовать автотранспорт на месте. Но выходило достаточно дорого, требовалась немалая сумма залогового обеспечения, необходимо было решить много организационных проблем, а напрягаться мы не хотели и в итоге от этого формата путешествия решили отказаться.

Будем рассматривать нашу самостоятельную поездку по Норвегии как эксперимент доказывающий, что можно вполне обойтись без машины, причем по некоторым местам Норвегии так путешествовать будет значительно интереснее.

11


Так, со способом передвижения определились, исключительно общественный транспорт и собственные ноги.

Второе допущение, оно тоже очень важное: никаких готовых решений от гидов или туристических компаний, всё только самостоятельно, методом проб и ошибок (забегаю вперёд скажу, особых ошибок не было).

Тут надо знать, что есть в Норвегии очень популярный тур, который называется «Norway in a nutshell» («Norge i et nøtteskall»), что на русском языке означает «Норвегия в миниатюре». Этот тур полностью или частично можно купить заранее на сайте фирмы «Fjord Tours» или уже на месте в Норвегии, в Бергене или Осло.

Это, по сути дела, комплект билетов на различные виды общественного транспорта (поезд, паром, автобус) по маршруту Берген — Восс, Восс — Гудванген, Гудванген — Флом, Флом — Мирдаль, Мирдаль — Осло подобранные в логической последовательности и синхронности по времени прибытия и отправления.


Например, добравшись из Бергена в Восс на поезде, предлагается пересесть на автобус до Гудвагена, который будет отправляться через некоторое время вполне достаточное на пересадку, а дальше, добравшись до Гудвагена, предлагается пересесть на паром до Флома и так далее.

«Норвегия в миниатюре» это не совсем готовый тур, это некий удобный инструмент самостоятельного путешественника, тем более, что вы вольны преодолевать этот маршрут или в одном направлении, или в обратном, только туда или туда — обратно, полностью или частично. Например, вы можете выйти во Фломе или Гудвагене и провести там столько времени, сколько пожелаете, а потом продолжить свой путь дальше или вернуться, откуда приехали. Из Бергена в Осло по маршруту «Норвегия в миниатюре» можно добраться за один день, а можно за любое иное количество дней, решать только вам.

17


Мы выбрали за основу маршрут «Норвегия в миниатюре», добавив к нему пребывание в Ставангере и Бергене, в двух изумительно красивых норвежских городах, ну и в Осло напоследок.


План получился примерно такой. Прибыв утром на пароме в Осло, сразу, не задерживаясь в столице Норвегии, отправится в Ставангер, провести в этом городе вечер и ночь.

18


10


15


На следующий день утром на пароме перебраться из Ставангера в Берген, по пути любуясь чудным образом изрезанной береговой линией.

21


В Бергене провести несколько дней, а там есть, что посмотреть теперь я это знаю наверняка.

14


13


10


Из Бергена добраться в Осло, по вышеупомянутому маршруту «Норвегия в миниатюре», увы, только за один день, времени на промежуточные остановки совершенно не оставалось.

5


12

15


14

Провести два дня в Осло (будет вполне достаточно, решили мы, и это было правильное решение).

12


7


7


Всё, из Осло на самолёте домой, в Россию, завершив, таким образом, сложный скандинавский почти двадцатидневный вояж. В Норвегию мне хотелось бы вернуться ещё раз и уже желательно на машине и летом, чтобы проехаться на север страны и добраться до самых отдалённых её уголков. А пройденным маршрутом я остался весьма доволен, и рекомендую использовать его, полностью или частично, для путешествия по этой северной стране.

Как лучше добраться из Осло в Ставангер?

Утром, точно по расписанию, наш паром пришвартовался на причале в городе Осло. Новая страна, четвертая по счёту в нашем скандинавском вояже. По плану мы сразу же должны были ехать в «страну фьордов», выбрав в качестве отправной точки Ставангер.

Как туда добраться из Осло, новый вопрос для обсуждения. Возможно, наверное, три варианта. Первый, на арендованном авто отбросили еще дома. Осталось два: поезд и самолёт.

Тут для чистоты эксперимента наша компания разделилась на две равновеликие части. Я решил ехать поездом, желая добираться не спеша, но с комфортом, провести семь часов в поезде, обозревая из вагонного окошка великолепные пейзажи южной Норвегии, встречающиеся по дороге населённые пункты и людей — попутчиков по дороге.

6


Мой сотоварищ по поездке решил добираться в Ставангер по воздуху, утверждая, что это быстрее, и что в городе назначения он проведёт на несколько часов больше. То, что быстрее это без сомнения, соглашался я, хотя к 45 минутам собственно перелёта надо добавить ещё часа три на трансферы из аэропортов и предполётные процедуры, но вот занимательного в перелёте мало, а путешествие на поезде само по себе интересно, дарит много новых впечатлений.

Кто из нас был прав? Да каждый, в любом варианте был свой резон. А вы выбирайте тот вариант, что вам ближе.

Нужны ли в Норвегии, как собственно и во всей Скандинавии, наличные деньги?

В той поездке мы как настоящие исследователи провели несколько экспериментов. Один из них, попробовать полностью обойтись без наличного расчёта, расплачиваясь исключительно посредством банковских карт.

Данный эксперимент показал следующий результат: ни разу за почти 20-ти дневное путешествие по четырём скандинавским странам при расчётах за товары и услуги нам не потребовались наличные деньги. В моём распоряжении была классическая MasterCard (золотая) Сбербанка России, на которую зачисляется моя рублёвая зарплата.

Сбоя не было ни в одной стране, будь то сетевой супермаркет, сувенирный киоск, китайская харчевня, кебабная, городской автобус и прочая, прочая…

Вернее был один случай: Норвегия, город Ставангер, раннее утро, часов 5 утра, мы садимся на городской автобус, чтобы добраться до причала, с которого отправляется паром в Берген. По привычке протягиваем водителю банковскую карту, на что он смущенно говорит, что терминал есть, но временно не работает и просит расплатиться наличными. Мы отвечаем, что норвежских крон нет, но готовы произвести оплату в евро. От этого предложения водитель в ужасе отказывается (в Норвегии евро не ходит) и везёт нас бесплатно, а билет, между прочим, стоил в эквиваленте 12 евро.

Самостоятельную поездку по Скандинавии очень легко планировать, находясь дома. И не только планировать, а оплачивать предстоящие дорожные расходы. Большую часть расходов по поездке мы произвели заранее, до её начала: билеты на поезда, паромы, самолёты, автобусы, оплата жилья …. Соответствующие сервисы существуют, они работают очень корректно, сбоев не было ни разу.

Для чего я это пишу, ведь для опытных путешественников это слишком очевидно, это всё равно, что в магазин за хлебом сходить. Знаете, на самом деле, не так много людей, которые решаются на самостоятельные поездки, большинство по привычке идут в турфирмы, покупая готовые туры.

Вот к ним я и обращаюсь, в Европу можно и нужно ездить самостоятельно. Не гарантирую, что это будет более комфортно (скорее всего наоборот), что будет дешевле (обычно затраты значительно меньше, но это при серьёзной подготовительной работе), но что точно, самостоятельно продуманная и организованная поездка доставляет особое удовольствие, она будет более осмысленной и запомнится на всю жизнь. Вот такие мои ответы, на мои же собственные вопросы.


Норвегия — страна с уникальной природой, населенная замечательными добрыми людьми, которые свободно говорят по-английски и с радушием принимают гостей. Кроме природных красот и приятных людей там есть еще кое-что, что позволяет стране занимать уверенные позиции в рейтинге крупнейших мировых поставщиков энергоносителей. 50 лет назад на шельфе Северного и Норвежского морей нашли крупные месторождения нефти и газа. Норвежцы установили на морском дне нефтедобывающее оборудование и теперь являются владельцами одного из самых эффективных в мире комплексов по добыче углеводородного сырья.

Конечно, хорошо, что у Норвегии есть нефть. Плохо то, что из-за этого в стране установлен высоченный ценник на еду, жилье и транспорт. Покупательская способность местного населения позволяет приобретать товары и услуги по местным ценам, но жителям других стран мороженое за 10 евро и хлеб за 6 евро могут показаться дороговатыми.

Этот фактор зачастую сдерживает людей, желающих посетить Норвегию, ведь красоты в мире много, так зачем платить больше? Поверьте, Норге стоит того, чтобы потратиться на путешествие!

Виза в Норвегию

Нужно получать визу заранее в посольстве. Также можно въехать по многоразовой шенген визе другого государства. Я летала по испанскому полугодовому мультишенгену, причем Норвегия была первой страной, которую посетила по этой визе.

Валюта — норвежская крона (NOK), 1€ = 8.4 NOK
Практически повсеместно принимают пластиковые карты.

Авиабилеты в Норвегию

Авиабилеты Москва — Осло — Москва можно купить за 110€ евро на рейс с пересадкой компании AirBaltic и за 160€ на прямой рейс Аэрофлота.

Билет Осло — Берген в оба конца стоит 48€ . Если нет цели посетить столицу, то можно покупать авиабилет из России в Ставангер, Берген или Олесунн. Такой билет обойдется приблизительно 215€ на непрямой рейс.

Цены в Норвегии

Цены на жилье

Цены на жилье выше, чем в других странах Европы. Кровать в общей комнате в хостеле Осло обойдется минимум в 25€ , а то и в 35-40€. Номера в отелях стоят от 70€ , средняя цена — 100-120€ за двухместный номер в отеле 3*.

Если вы путешествуете на машине (а это самый лучший способ исследовать Норвегию), можете останавливаться в кемпингах. В среднем 50€ за троих за ночь.

Также в Норвегии можно бесплатно ставить палатку в общественных местах. Сайт кемпингов: http://www.camping.no/

Цены на еду

Еда в кафе и ресторанах стоит недешево. Например, обед в заведениях фаст-фуда Макдональдсе или Burger King обойдется в 12€ . Если хочется перекусить в кафе и ресторане, то рассчитывайте платить не меньше 20-25€ за блюдо.

Чтобы снизить затраты, можно покупать еду в супермаркете и готовить дома или, если вы едете из России на машине, закупите еду дома и везите с собой.

Цены на транспорт в Норвегии

Как я уже писала ранее, дешевле путешествовать компанией на авто. Можно арендовать машину на месте или приехать на своем транспорте.

Общественный транспорт развит хорошо. Билеты на поезда, курсирующие между городами, обойдутся в 30-60€ в зависимости от расстояния. Чем раньше приобрести билеты, тем их цена ниже.

Сайт Норвежских железных дорог (NSB): https://www.nsb.no/

Цены на развлечения

Самым популярным развлечением является посещение фьордов. При многодневных круизах по фьордам цена обычно колеблется в районе 100€ с человека в день.

Короткий круиз по Гейрангер-фьорду на корабле стоит 24€ с человека за полтора часа.

За 58€ можно покататься на надувной лодке.

Как сэкономить деньги

  • Couchsurfing — останавливайтесь бесплатно у каучсерферов, ведь расходы на жилье — одна из основных статей затрат.
  • Готовить дома и не пить алкоголь — живя у каучсерферов или снимая квартиру, можно готовить дома. Это намного дешевле, чем питаться в ресторанах и кафе. Так как даже бутылочка пива стоит 7€, лучше воздержаться от употребления алкоголя, если ваш бюджет ограничен.
  • Палатка — возьмите с собой палатку и спальник и ночуйте в национальных парках или на берегу фьордов — это законно и абсолютно бесплатно.
  • Карта туриста — в каждом норвежском городе можно купить карту туриста, которая дает большие скидки на музеи, посещение достопримечательностей и поездки на общественном транпорте.
  • Бронируйте заранее — если есть возможность, забронируйте билеты на поезда и автобусы заблаговременно. В некоторых случаях можно сэкономить до 50% стоимости.

Достопримечательности (города и фьорды) Норвегии

Осло — столица страны. По отзывам приятный город с большим количеством музеев. Сама там не была, поэтому описывать не буду.

Язык тролля , он же Скала Троллтунга (Trolltunga) — выступ скалы над озером Рингедалсватне. Поход на скалу занимает 8-10 часов. Тролльтунга — одно из самых зрелищных в мире мест для селфи по версии http://www.visitnorway.com/

Лофотенские острова — знамениты аутентичными деревушками, китовыми сафари, рыбалкой и природными достопримечательностями.

Чем заняться в Норвегии, мой ТОП-7

    • Подняться на — это Обязательно! Незабываемые впечатления гарантированы.

    • Отправиться на по Гейрангер-фьорду.

Район Согнефьорда ежегодно посещают полчища туристов, стремящихся увидеть красоты дикой природы Норвегии: отвесные скалы, водопады, узкие теснины, сжатые горами заливы подчас всего лишь двухсот метров в ширину - все тут имеется в изобилии. Особенно любим норвежцами и туристами Нерэйфьорд, занесенный в список Культурного наследия ЮНЕСКО. Если Согнефьорд насчитывает в длину 204 километра, то Нерэйфьорд вдесятеро меньше, зато, проплывая по нему на катере, получаешь как бы представление обо всей стране сразу, из-за чего маршрут, включающий в себя круиз и проезд по пробитой в скалах железной дороге Фломсбана называется "Норвегия в миниатюре".

В период с мая по сентябрь катера по Нерэйфьорду ходят по пять-шесть раз на дню (расписание есть на http:// www.fjord1.no/fylkesbaatane). В остальное время - а на сайте черным по белому сказано: "маршрут работает круглогодично" - рейс из Гудвангена (один конец фьорда) во Флом (другой конец) осуществляется 1 раз туда и столько же обратно.

Обычно туристы стартуют в Осло , доезжают до станции Мюрдаль, садятся в вагон Фломской железной дороги, после чего топают на борт катера, а окончив круиз, едут из Гудвангена в Восс и далее в Берген. Этот маршрут хорош для лета, а для весны не очень: если так ехать, в Гудванген попадаешь к пяти вечера. Пока ждешь автобуса, уже начнет темнеть и горные красоты района останутся без надлежащего внимания. Я решил подойти к вопросу с другого конца - проделать весь путь в обратном порядке. Коли приезжаешь в Восс спозаранку, то успеваешь на автобус в 8.20, едешь сквозь ущелья, гуляешь по Гудвангену, отправляешься в круиз, потом Фломсбаной в Мюрдаль и поездом в Берген.

Жадность, исключительно жадность до впечатлений заставила меня воспользоваться указанным маршрутом, и вот уже до самых удивительных природных чудес Норвегии оставалось рукой подать - всего полсотни километров.

Выбравшись из теплого поезда, я первым делом осмотрелся. Город Восс, насчитывающий 14000 жителей, в этот утренний час не пожелал отправить встречать пришедший состав ни одного своего обывателя. Стало даже как-то обидно - что, каждое утро, что ли приходит поезд из столицы?! Ну, в общем, да, почти каждое, кроме воскресений, так как в субботу вечерних отправлений из Осло нет. К счастью, вокзал был открыт, и я поспешил внутрь. Воспользовавшись "удобствами" (нам бы такие привокзальные туалеты) и приведя себя в божеский вид, я прикинул, чем занять 150 минут, остававшиеся до прихода автобуса в Гудванген. Больше всего мне по душе пришлась мысль скоротать время созерцанием рассвета. Пройдя километра два на восток, я устроился на обрыве над речкой Раундалселви и стал любоваться зарей над горами. К своему стыду, должен признаться, что это был второй восход, увиденный мной - первый в пустыне по дороге из Хургады в Луксор, и вот еще один. Этот восход мне понравился больше, наверное, потому, что легкий морозец придавал организму некоторую бодрость, не давая погрузиться в дремоту. Тем временем горы становились видны все отчетливей на фоне поднимающегося света, а когда я обернулся назад, то увидел, что восточные склоны вершин вдалеке уже озарились пламенем. Наконец, светило явило свой лик из-за зубчатых скальных массивов, на небе не было ни одного облачка, и стало понятно, что день для прогулки по фьордам выбран исключительно удачно.

Вернувшись в вокзал, я обнаружил, что местная жизнь начинает бурлить, заработала касса, открылось кафе, стали один за другим подъезжать автобусы - несмотря на свой скромный вид, Восс является важным отправным пунктом путешествий по краю фьордов. Вскоре прибыл и нужный мне транспорт, проделавший путь из Бергена и стремившийся в Согне. Учитывая тот факт, что в путь он двинулся в полседьмого утра, не было ничего удивительного в том, что с моим появлением в салоне количество пассажиров возросло вдвое.

Дорога сразу оправдала ожидания - то слева, то справа появлялись ослепительно сверкавшие ледники, периодически попадались замерзшие водопады, а уж скалистые кручи были представлены в изобилии. Пару раз мы въезжали в туннели, а когда выскакивали из них, перед взором появлялись такие панорамы, что просто дух захватывало. Водитель, видимо, проезжавший этими местами несколько раз в день, внимания окрестностям не уделял, зато периодически с одобрительной усмешкой смотрел в зеркало обзора салона, как я прыгаю с сиденья на сиденье в попытках снять красоты сразу с обоих бортов.

Спустя час после отправления мы въехали в долину между километровой высоты горами, шофер затормозил автобус у обочины и сообщил, что-де, вот он, Гудваген. Я поблагодарил его за заботу, выбрался наружу, и первым делом отщелкал десяток кадров, настолько пленяющим был окружающий пейзаж. Городок в три десятка невысоких зданий прилепился между землей и водой, как будто подчиненный пришел к начальнику и пристроился на краешке стула. Утренний туман как раз окутал черепичные крыши, в воздухе пахло благодатью, ничто не предвещало беды. Жители, вероятно, еще нежились в постелях, стояла таинственная тишина. В самом замечательном настроении я подошел к причалу с надписью "Круиз во Флом" и обнаружил свежеизготовленную табличку, гласившую "В связи с появлением льда во фьорде круиз отменяется. За справками куда-то-там звоните". Катастрофа была так неожиданна, что некоторое время я не мог говорить, только злобно мычал. Потом меня прорвало. Горы, наверное, отродясь не слышали столько интересных слов. "Козлы, - орал я куда-то в пространство, - уроды! На хрен вы написали, что круизы проводятся круглогодично?! Купите себе ледокол, блин!" Городок как-то резко утратил пасторальное очарование и стал напоминать Салем Лот из произведений Стивена Кинга или, скажем, населенный пункт из второразрядного американского фильма ужасов. Не дожидаясь, пока из подвалов полезут всякие там мутанты, я решил убраться из Гудвангена и поехать во Флом - да только как это сделать, ведь следующий автобус будет через два часа! Пришлось впервые в жизни идти на дорогу с протянутой рукой. В смысле, голосовать.

Никакого практического опыта по этой части у меня не имелось, только теоретические выкладки, что, дескать, это очень просто и беспроблемно. Воодушевившись подобными утверждениями, я занял стратегическое положение у края шоссе - на длинном прямом участке, но возле широкой обочины, чтобы машина могла остановиться - и приступил к маханию большим пальцем. Все оказалось в самом деле просто: уже четвертая по счету машина лишила меня невинности в автостопном вопросе. Ни за что бы не подумал, что этот люксовый мерседес меня подберет, а вот поди ж ты! На всякий случай, я спросил водителя, едет ли он во Флом - по сути, ехать-то больше ему было некуда, так как тоннель сквозь скалы ведет именно в этот городок, а единственное ответвление приведет транспорт в тупик возле города Андредаль, откуда можно вернуться либо в Гудванген, либо опять же во Флом. Мужчина ехал во Флом и далее в Трондхейм; оказался он по национальности болгарином, о чем сообщил, когда узнал что я из России. Представьте, каково было мне услышать чуть ли не от первого встречного норвежца русскую речь! За двадцатиминутное путешествие мы успели обсудить тяжелую норвежскую жизнь (налоги велики!), угодное лишь Америке разъединение братьев-славян и проделки местной полиции, понаставившей повсюду камеры слежения. Тут как раз закончилось подгорное царство, и пришло время расстаться. Удачи тебе, добродушный норвежский болгарин!

Как ни злился я на организаторов, а, точнее сказать, саботажников круиза, Флом быстро примирил меня с действительностью. Пробыл я в нем примерно пять часов, но уже с первых мгновений знакомства с городком понял, что мне тут определенно нравится.

Небо над головой отливало пронзительной синевой, гладь фьорда была под стать, и, взобравшись на пригорок, я сделал свой самый удачный кадр "Зеркало", на котором горы и облака вверху как в зеркале отражаются в воде внизу - симметрия буквально абсолютная.

Другой кадр я несколько претенциозно назвал "Ничтожность человека перед лицом природы". На нем крохотные фломские домишки выглядят детскими игрушками рядом с гигантскими скалами, у подножья которых они расположились. Смотришь на эту картину и понимаешь, что все, построенное людьми, не сравнится с делом рук природы. Может, от осознания этого факта homo sapiens мстит планете как умеет, отравляя воду и загаживая воздух... Кстати, о воздухе - в норвежских горах он поистине божественный. Мой хронический насморк - беду почти любого петербуржца - моментально сняло как рукой. Последний час перед поездом в Мюрдаль я провел на скамеечке у кромки воды, греясь на солнышке и стараясь насытить легкие неподдельной чистотой.

Фломская железная дорога строилась двадцать лет и была пущена в эксплуатацию в 1940 году. Если учитывать, что длина трассы 20 километров, то можно понять, с какими трудностями столкнулись инженеры и рабочие, выдававшие все же в среднем тысячу метров путей в год. В одной из скал пришлось даже вырубить спиральный тоннель, а в среднем уклон трассы составляет метр высоты на каждые восемнадцать метров длины.

Расписание движения меняется в зависимости от сезона, а актуальную информацию можно найти на сайтах http:// www.flaamsbana.no и http:// www.visitflam.no Говорят, что летом в поезде Фломсбаны яблоку негде упасть, так то летом, а во время моей поездки в вагоне было семь человек - три немца, две японки, суровый на вид дяденька (я посчитал его югославом) и собственной персоной автор этих строк. Культурно рассевшись по сидениям, мы словно по команде пораскрывали взятые в кассе буклеты с рассказом о дороге и перечислением самых интересных мест (посмотрите направо - ледник, посмотрите налево - водопад) и приготовились вкушать прекрасное (отмечу, что каждый раскрыл буклет на той странице, где рассказ ведется на его родном языке - есть там и русский). Тут поезд тронулся, из динамиков послышался англоязычный комментарий, и не успели мы отъехать от Флома, как степенность была позабыта, и все как дети повисли на окнах, стараясь не пропустить ни одной детали открывавшихся пейзажей. К счастью, поезд притормаживал в самых интересных местах, а возле громадного водопада вообще остановился и дал обитателям своего чрева возможность выйти и всласть насниматься. Миновав два десятка туннелей и бесчисленное множество ущелий, мы прибыли на станцию Мюрдаль как раз вовремя, за десять минут до прихода поезда Берген-Осло, в чем, собственно, нет ничего удивительного, так как расписание Фломсбаны специально согласовано с движением поездов между теперешней столицей Норвегии и ее древней столицей - да-да, Берген в средние века два десятилетия был политическим центром страны и резиденцией норвежского короля, о чем я узнал вскоре после прибытия в этот замечательный город.

Выйдя из вокзала я сразу достал заранее распечатанную карту местности (подробные планы Европы вплоть до конкретного адреса можно найти на сайте http:// www.michelin.com) и сориентировался. Мой отель "Thon Bergen Brygge" вроде бы в стороне от центра, но на самом деле в очень удачном месте - сразу за оконечностью знаменитой бергенской набережной с деревянными домами. Комнату я получил, как и хотел, на этаже для некурящих; номер был без претензий, но очень приятный - с огромной кроватью, парой стульев, обширным столом, телевизором и, главное, индивидуальным отоплением. Я немедленно настроил терморегулятор на плюс тридцать градусов, перекусил и отправился на боковую.

Просыпаться мне не хотелось, больно уж комфортно я себя чувствовал, но делать было нечего - следовало осмотреть достопримечательности, так что все, что я смог себе позволить - поваляться в кровати еще полчаса, заодно посмотрев новости CNN. Приведя себя в божеский вид, я где-то около восьми спустился в холл, где вот-вот должен был начаться завтрак: обычно его накрывают с 7 до 10, но в связи с субботой время начала перенесли на час. Теоретически. Оказавшись в холле, я услышал странные звуки, подозрительно похожие на бренчанье столовых приборов, пошел на шум и обнаружил, что пиршество в самом разгаре. Ну, я, конечно, не стал времени терять и присоединился к общей трапезе.

Завтрак был снаряжен образцово - везде бы так кормили. Всего не упомнить, но в памяти остались вкуснейшие сосиски-«полурослики», ароматные тефтели, два вида гарнира, множество салатов, полдюжины подносов с разными сырами и десяток видов колбасы и ветчины. Само собой разумеется, присутствовали яблочный и апельсиновый соки, молоко, чай и кофе. Еще порадовало наличие аппетитной свежей выпечки, которую быстро расхватывали постояльцы, но еще быстрее приносили официанты. Так же оперативно пополнялись и другие запасы продуктов, так что даже туристы, пришедшие питаться спустя час после открытия праздника живота, не испытали нужды в каких-либо яствах.

В планах на текущий день стоял пеший осмотр города, в ходе которого следовало посетить местное турбюро и разжиться "Bergen Card", дающей - ну вы уже догадались? нет? ладно, скажу, дающей право на бесплатный проезд по всему региону, в том числе автобусом к дому-музею Грига, и позволяющей свободный вход в музеи города.

Задуманное удалось на славу: сделав несколько кадров знаменитой бергенской набережной, заботливо восстановленной после уничтожительного пожара 1702 года, я углубился в лабиринт деревянных домов, о котором, как выяснилось позже, многие туристы и не подозревают. Во всяком случае, когда я вновь вышел на набережную из глубины квартала, японцы, старательно фотографировавшие фасады, были изумлены и стали боязливо заглядывать в покинутую мной подворотню, а потом все же отважились зайти в узенький проход между домами и, видимо, долго дивились своему открытию. Далее мой путь лежал на рыбный рынок, где как раз шла бойкая торговля дарами моря. На прилегающей площади располагался туристический офис, ставший следующим объектом моего интереса. Гостеприимные работники этого заведения одарили меня различными буклетами о славном прошлом и настоящем их родного города, и за сходную цену в 170 крон продали "Bergen Card". Следует отметить, что днем позже все эти операции не были бы возможными, так как с октября по апрель офис не работает в воскресенье - интересно что тогда делать туристам?

Побродив еще по городу, я двинулся в сторону отеля, но не затем, что мне хотелось попасть в номер, а потому что рядом с Thon Brygge находились две важные достопримечательности - Haakon"s Hall и Rozenkrantz Tower. На текущий день я посчитал необходимым назначить посещение первого из здания по той простой причине, что второе в зимне-весенний период открывается только по воскресеньям, к тому же с 12 до 15, а так как мой завтрашний катер уходил в 12.45, я сомневался, что за три четверти часа удастся нормально осмотреть оба объекта.

По дороге к месту начала знакомства с историей города, я прошерстил магазины сувениров на набережной и решил занести покупки в номер. Выполнив эту процедуру, я вышел в холл отеля, и тут меня стала определенно мучить жажда; какая удача, что в холле стоял кофейный автомат, совершенно бесплатно наделявший постояльцев вкусным напитком, к которому прилагались сливки и сахар. Вечером, когда в вестибюле зажигают камин, сидеть на диване с чашкой кофе - одно удовольствие, но и днем там было весьма уютно. С трудом оторвавшись от мягкого сидения, я все же отправился повышать свой культурный уровень.

Признаюсь, что повысил его не очень сильно. Дом Хаакона, расписанный в путеводителе как резиденция короля Хаакона Хааконсена между 1247 и 1261 годами, оказался приземистым каменным сооружением с громадным, совершенно пустым и гулким залом. Хоть бы доспехи развесили в нем, что ли... Оставалось гордиться, что посетил такое историческое место.

Следующим пунктом программы был музей истории города из двух частей - музей натуральной истории и музей культурной истории. В первом были изобильно представлены образцы флоры и фауны здешних мест, правда, коллекцию давно не обновляли, так как на одной из геологических карт региона числился Ленинград. Вообще, науке о недрах было посвящено немало экспонатов - глаз то и дело натыкался на разные камни, рисунки срезов скал и т.д., а квинтэссенцией геологического направления стал аттракцион "Землетрясение". Залезаешь на площадку, хватаешься за поручни и нажимаешь большую красную кнопку. Из динамиков доносится жуткий грохот, а "стойбище" начинает трястись, словно припадочный больной. После пары минут болтанки амплитуда колебаний идет на убыль, равно как и стихает шум камнепада. Дети, да и взрослые, визжат от восторга.

Музей культурной истории понравился мне больше, так как я всегда испытывал слабость к этнографии, а тут многочисленные народные костюмы, предметы утвари и быта, всякие там резные сундучки заполняли трехэтажное здание под завязку. Воодушевленный знакомством с культурой региона, я покинул комплекс почти в половине третьего и сразу оказался в цейтноте, так как хотел к 15.00 попасть в бергенский Аквариум, чтобы посмотреть назначенное на это время знаменитое шоу морских котиков и пингвинов. На западную оконечность полуострова Норднес, куда мне нужно было попасть, по идее ходит автобус, но мне хотелось еще посмотреть город, так что я пошел пешком и весьма в этом преуспел, оказавшись в нужном месте за 5 минут до начала представления.

По бергенской карточке вход в Аквариум бесплатен только с октября по апрель; в другие месяцы есть скидка в 25% от цены в 100 крон. Гордо прошествовав через турникет со своей карточкой, я поспешил к бассейну с пингвинами, где обнаружил, к своему удивлению, еще и котиков. Оказалось, что в отсеке последних лопнуло стекло и их перевели к соседям, отчего, как сообщало объявление на ограде, шоу будет показано в сокращенном виде. Ох уж мне эти объявления... Ну что за невезуха...

Проделки котиков на меня особого впечатления не произвели, куда больше понравились пингвины. Этих созданий мы в основном видим на суше, когда они вперевалочку бредут куда-то по своим делам. Бергенский аквариум позволяет посмотреть на обитателей Антарктики в их родной стихии, и когда видишь, с какой скоростью и грацией пингвины носятся под водой, то и дело выскакивая на поверхность на манер дельфинов, тут же понимаешь, насколько ошибочны были твои предыдущие суждения об умильных животных.

В комплексе аквариума есть несколько секторов, включая раздел тропиков, а также стереокино, очки доля которого продаются за 20 крон, хотя вход в зал бесплатен. Репертуар периодически меняется; мне выпало посетить фильм об акулах. С учетом стереоэффекта, зрелище еще то: легион из сотни акул-молотов, плывущих, кажется, на расстоянии вытянутой руки, впечатляет.

В районе пяти вечера я распрощался с аквариумом, практически выполнив программу на день, за исключением единственного пункта, а именно просмотра заката. Тут в дело вмешались силы природы: по статистике, в Бергене 300 дней в году идет дождь. С утра определенно казалось, что эти сутки будут из числа 65 "сухих", к полудню установилась полная неопределенность в этом вопросе, а к моменту моего вечернего появления на краю бергенской бухты за туманом и водяной завесой не было видно противоположного берега в сотне метров. Пришлось идти несолоно хлебавши в отель, точнее, ехать туда, так как мне взбрело в голову изучить, как пользоваться транспортом по "Bergen Card". Все оказалось несложно - карточку следует вставить стрелкой вниз в билетный автомат - и можешь ехать куда заблагорассудится. Мне захотелось в отель - греться и сушиться.

Новый день принес новые хлопоты - нужно было решить, с какой точки обозреть панораму окрестностей Бергена. Вариантов было два - гора Ульрикен в 642 метра или вдвое меньшая гора Флоен. Я-то рассчитывал съездить на одну из возвышенностей предыдущим вечером – поглядеть город на закате, а на другую с утра – чтобы увидеть то же при солнечном свете, да подвела давешняя погода. Теперь же приходилось делать выбор. Подумав, я решил пожертвовать высотными амбициями, в том числе и потому, что до подножья Ульрикен надо еще сколько-то куда-то ехать, тогда как фуникулер на Флоен отходит почти из самого центра города.

В "Bergen Pass" включена одна поездка туда-обратно на Флоенсбане, причем в кассе ставят на карточку специальную отметку, при попытке стереть которую с поверхности пластика соскабливается защитный слой - не скрою, проверял... Собственно подъем занимает несколько минут, после чего в распоряжение путника поступает протяженная панорамная терраса, снабженная специальным указателем основных зданий. Остальная часть горы обильно покрыта лесом, через который проложены пешеходные маршруты, и при наличии времени можно совершить бодрящую прогулку. К сожалению, вояж пришлось отложить до лучших времен и, проведя на смотровой площадке минут сорок, я спустился вниз, после чего поспешил в Морской музей.

Экспозиция раскрывала посетителю историю морского дела от древних времен до наших дней. Самая интересная часть музея рассказывала о Второй Мировой войне, в том числе о морских битвах в здешних водах. Можно было выбрать на стенде видеоэпизод и проследить противостояние союзных конвоев и немецких субмарин. Из всех экспонатов наиболее запомнился мне двухметровый дальномер, нацеленный через окно на залив. Заглянув в него, я узрел среди волн небольшой клочок суши с укрепленным на нем щитом, но начертанное там объявление разобрать не смог. Оторвавшись от окуляра, я с трудом мог углядеть сам островок, табличку же вообще не видел, не говоря уже о чтении надписей. Вот это оптика!

Последней достопримечательностью Бергена в моем путешествии стала башня Розенкрантца, названная так в честь коменданта города, затеявшего в 1560 году строительство новых укреплений. Запечатлев с высоты каменных зубцов залитую солнцем бергенскую бухту, я поспешил к терминалу Страндкай, ведь в билете была четко указана необходимость явки на посадку за полчаса до отплытия.

Ну и зачем, спрашивается, я торопился, когда пускать на борт стали в 12.40, и ведь не только я пришел заранее - масса народа слонялась по зданию у причала, ища, чем бы себя занять. Самой интересной деталью терминала оказались ячейки хранения багажа, вдвое более дорогие, чем на железнодорожном вокзале. С чего бы?

Поданный под посадку корабль был чем-то средним между прогулочным теплоходом, отечественным "Метеором" и катамараном, поскольку имел два киля, обтекаемую форму и приличную скорость хода. Вместив в себя человек двести (отнюдь не все места были заняты), он отвалил от пристани, причем при посадке билетов не спрашивали, зато зачем-то просили в диктофон вахтенного назвать фамилию и место назначения. Проверки никакой не было, но по выходе на остановках экипаж собирал проездные документы плюс пару раз по трансляции прошло объявление, что пассажиры, не успевшие оплатить проезд, могут сделать это у кассира на первой палубе. Помимо кассы, там находился бар, торговавший сэндвичами, мороженым и напитками, и стеллажи для громоздкого багажа, находившиеся под пристальным надзором телекамер.

Я занял себе кресло на верхней палубе, возле окна, но сидел на месте не очень много, постоянно таскаясь на открытую корму фотографировать окрестности. А поснимать было что - выбравшись из гавани Бергена, катер выдал полный ход, да так что сзади встали белые фонтаны. Я оценил скорость километров в 60, и этим крейсерским ходом мы шли большую часть пути, притормаживая только перед причаливанием в крохотных городках и поселках. Главную часть пейзажа составляли низкие поросшие лесом кусочки суши, скалистые острова, и снежные вершины вдалеке по левому борту. Едва ли не каждую минуту я вспоминал название еще советских времен фильма «И на камнях растут деревья...» Солнце светило вовсю, дул приличный ветерок, и если бы не любители табачного дыма, сконцентрировавшиеся на корме, в единственном разрешенном для курения месте, все было бы вообще здорово. Четыре с лишним часа пролетели незаметно, и когда катер входил в порт Ставангера, мне даже не захотелось с ним расставаться, тем более что в четвертом по величине городе Норвегии у меня не было ни пристанища, ни особой цели, только пять с половиной часов до поезда в Осло.

Разумно предположив, что следует хотя бы осмотреть местность, я выспросил дорогу к главному собору Домкирхе, возле него сориентировался, вышел на всякий случай к вокзалу удостовериться, отсюда ли уходит поезд. Погуляв еще час по улочкам, я пришел к выводу, что оставшееся время следует провести несколько плодотворнее и внутри меня опять зашевелился дух авантюризма, иначе как объяснить, с чего мне в голову взбрела идея навестить памятник "Три меча", о дороге к которому я слышал только краем уха: надо, мол, добраться до торгового центра Мадла, а оттуда, взяв влево, двигаться к озеру. Вот с такими ориентирами на руках я отправился в поход.

Поначалу все шло хорошо (как сказал упавший с крыши мужик, пролетая мимо пятого этажа) - периодически попадались указатели, сообщавшие для велосипедистов направление на Мадлу. Потом столбики с надписями как-то резко кончились, как раз на развилке. Минут пять я изображал витязя на распутье, склонился в итоге выбрать правый путь, но решил на всякий случай спросить дорогу. Поблизости была бензоколонка, на которой торчало несколько машин, и я бодро направился к первой попавшейся, озадачив водителя вопросом, не знает ли он, какая из дорог ведет к району Мадла. Он ответил, что выбранная мной дорога именно туда и ведет, и поинтересовался, что конкретно мне там нужно. Я объяснил, что Мадла как таковая мне не нужна, "я, видите ли, интересуюсь памятником "сри суордз". "Не понял, - отвечает, - чем-чем?" "Сри свордз" - слегка искажаю произношение. "Нет, - говорит норвежец, - не понимаю! Что это за слово "сворд"? Я начинаю махать руками, изображая битву и повторяю "викинг", "викинг". Тут до него начинает доходить. "Стало быть Вам нужен памятник "сри суордз" (а я ему о чем талдычил?!) Ну, это в общем в ту сторону, но о-о-очень далеко, - и, поколебавшись - если хотите, я могу Вас подвезти..." "Охотно воспользуюсь Вашей любезностью", - немедленно ответил я и полез в машину. На этот раз мне досталась сверкающая BMW, почти новенькая, во всяком случае салон приятно пах кожей. Ну, строго говоря, я в глубине души надеялся на подобный исход, но не сильно, и вот удача снова со мной.

Ехать оказалось минут 15, в течение которых водитель как-то настойчиво выяснял, чем я занимаюсь и что делаю в этих краях. Я решил действовать ушло, как поется в фильме "Ирония судьбы" - "навру с три короба, пусть удивляются..." и сообщил, что устал от сидения в офисе (натуральное вранье), решил вкусить привольной жизни (полуправда), отчего и путешествую с рюкзаком за плечами (правда). Он всерьез поинтересовался, не ночую ли я в палатке на природе. "Вы что, смеетесь, - удивился я. - Надо быть полностью сумасшедшим, чтобы в такую погоду ночевать на улице". "Да, - покачал он головой, - климат у нас не подарок". "У нас он еще более гадкий" - гордо произнес я. "А Вы откуда?" "Из России, из Санкт-Петербурга" "О-о-о, один мой знакомый был в Вашем городе и восхищался его красотами". "Да, - поддержал я честь страны, - там есть чем восхититься" (отошел бы его знакомый метров на двести от Невского проспекта, он бы такое увидел - век не забыл бы...) Тут абориген так расчувствовался, что изменил свои планы - как он объяснил, обычно его путь домой лежит по одному берегу озера, от развилки возле мадланского торгового комплекса вперед, но ради меня он свернет налево, довезет до самого памятника и поедет потом по другой стороне водоема. Вот так я и попал прямиком к "Трем мечам".

Распрощавшись с чувствительным норвежцем (он, выезжая со стоянки у памятника на дорогу даже помахал мне напоследок), я поспешил запечатлеть монумент и себя на его фоне, пока солнце еще не ушло за низкие холмы вдалеке. Снимки получились что надо - три громадных клинка, охваченные желто-оранжевым пламенем вечернего солнца, смотрятся пристанищем великанов-йотунов.

Поболтавшись у памятника с полчаса, я решил возвращаться обратно в Ставангер и, проигнорировав перспективу автобусного переезда (из центра города, оказывается, аккурат к монументу ходит прямой транспорт), пошел пешком, ориентируясь по примеченным ранее зданиям.

Идти к центру нефтяной столицы Норвегии неторопливым прогулочным шагом оказалось примерно час. Сначала дорога пролегала мимо торговых комплексов, потом запетляла по парку, после чего я оказался в знакомых местах на окраине Ставангера, откуда до вокзала было рукой подать, и все это время зарево за моей спиной медленно сменялось темнотой, словно кто-то неторопливо крутил регулятор мощности света. Определенно, Норвегия прощалась со мной и по этому поводу грустила. Я отвечал ей взаимностью...

Как я не крутился, а два часа тоскливого ожидания на вокзале пришлось пережить. Настроения что-либо делать не было, так что я достал фотоаппарат и стал просматривать отснятый материал, одновременно вспоминая события поездки. Я как раз любовался видами Бергена, как случилось происшествие, всколыхнувшее вокзальную жизнь - в зале появился в хламину пьяный турист, как он представился парочке, сидевшей на скамейке спиной ко мне - швед. Некоторое время троица вяло общалась - говорил в основном пришелец - потом послышалось приглушенное бубнение, затем возглас вроде "Плевал я на полицию" (вольный перевод, ведь норвежским я не владею), и подозрительное журчание. Когда я обернулся, швед непринужденно опорожнял мочевой пузырь в проем между билетными автоматами. Парочку, с ним беседовавшую, как ветром сдуло, равно как и парня с девушкой, сидевших наискосок. И если первые двое исчезли неведомо куда, то вторые, как выяснилось, отправились за полицией. Спустя пять минут двое полицейских явились на место происшествия, и стали беседовать с пьянчугой, вместо того, чтобы взять его под микитки и отправить в "обезьянник". Как и всякий гопник перед лицом сил правопорядка, швед тут же "сдулся", об обещании наплевать на полицию забыл и принялся оправдываться, что это, мол не его рук (а точнее...) дело. Полицейские немного с ним поспорили, потом еще раз спросили ребят, нервно переминавшихся неподалеку, видели ли они своими глазами безобразие. Те подтвердили, что да, и виновник - вот он. Один из стражей закона подошел еще и ко мне, и я тоже подтвердил вину пьянчуги, да только все показания не перевесили отпираний. Когда я пошел грузиться в поезд, скандал все еще продолжался. Наверное, память об этом вопиющем правонарушении будет еще долго бередить души ставангерцев...

Переезд прошел без эмоций, тем более что соседнее кресло пустовало практически весь путь, и было занято только где-то на подходах к Осло, в Драммене, что ли. В половине восьмого я оказался на перроне центрального вокзала норвежской столицы, купил билет до аэропорта, подкрепился на оставшуюся мелочь вкусным кофе с огромным куском торта, и отправился бродить по городу, благо до вылета оставалось еще пять часов.

Вдоволь нагулявшись по набережной, я кинул в воды залива монетку (вот будет археологическая сенсация, когда через 1000 лет на шельфе Осло найдут российскую копейку) и двинулся на вокзал. Тут меня подстерегло очередное приключение - я спутал Лиллестрем с Лиллехаммером и сел в поезд, идущий в пригород Осло вместо состава, проходящего мимо аэропорта по дороге в бывшую столицу Зимних Олимпийских игр. К счастью, электрички в Гардемоен проходят и через Лиллестрем, так что имелся шанс пересесть по прибытии в конечный пункт маршрута, но я не знал, как отнесутся кондуктора к такой поездке. Некоторое время мне было не по себе от перспективы объяснений собственной бестолковости, но кондуктора все не было, и я воспрял духом - может, обойдется... Уже на подъезде к Лиллестрему я понял, отчего никто не проверял билеты: я уселся в вагон для обладателей сезонных проездных - им разрешается пользоваться только "постоянным клиентам", о чем имеются соответствующие надписи.

На станции я простоял минут двадцать, обдуваемый легким ветерком и обогреваемый не на шутку разошедшимся солнцем. Так славно пригрелся, что когда подошел нужный поезд, садиться в него мне совсем не захотелось. Собрав волю в кулак, я все же подошел к дверям состава, нажал соответствующую кнопку (можно ведь не догадаться и проторчать у закрытых дверей все время стоянки) и оказался внутри. Почти сразу пришел кондуктор, ведь теперь я выбрал "нормальный" вагон. Я предъявил билет, он посмотрел на дату (тут было все нормально), на конечный пункт поездки (тоже порядок) потом на исходный пункт путешествия, и я почувствовал, что его стало клинить. "Щас зависнет", - успел подумать я до того как совершенно отчетливо послышалось жужжание: видимо, у норвежца шарики заходили за ролики - почему человек садится в Лиллестреме, когда билет им куплен на вокзале в Осло. К счастью, нервная система кондуктора оказалась крепче, чем я думал, он покачал головой, проделал нужные манипуляции компостером и ушел. В аэропорт я успел как раз к началу регистрации.

Без труда найдя нужные стойки, я обнаружил, что за ними регистрируется сразу несколько рейсов, так что образовалась приличная очередь. Имелась альтернатива - специальный автомат, к собрату которого я приглядывался еще в хельсинском Вантаа, но не решился воспользоваться. А чего, спрашивается, было бояться? Подходишь, нажимаешь на экране раздел "регистрироваться", вводишь кодовый номер бронирования, а когда высвечивается нужный рейс, выбираешь "только ручная кладь" или "сдаем в багаж", и в последнем случае указываешь, сколько мест багажа имеется. После этого на экране возникает план салона, на котором следует выбрать желаемое место. По окончании манипуляций автомат выдает посадочный талон и багажную наклейку, закрепив которую, несешь имущество к специальной стойке, где сдаешь на руки приятной даме, проверяющей правильность оформления бирки. Вуаля, ты свободен как птица, а участники очереди по-прежнему топчутся посреди зала.

Напоследок я по кредитке приобрел в "Duty free" бутылку норвежской сорокаодноградусной настойки - проставиться на работе. Рядом был магазин сувениров, и я прикинул, всем ли купил подарки; оказалось, никого не забыл - маме теплые шерстяные носки, подружке стильный шарф, брату компанию миниатюрных троллей, друзьям и коллегам фигурки викингов. Себе я припас симпатичный макет драккара и монетку с дыркой в середине - это для денежной коллекции, где уже накопилась мелочь из трех десятков стран.

Десятиминутное опоздание рейса я счел вещью ерундовой, и совершенно напрасно: эта задержка была отправной точкой для настоящих приключений, а именно полной драматизма и ярких ощущений поездки домой. Казалось бы, что сложного доехать из Хельсинки до Петербурге? Десяток фирм на все лады предлагают свои услуги на этом поприще. Звоню в одну: "Нет, - говорят, - автобус сегодня отменен". В другой вообще никто не отвечает. В третьей, не дослушав запрос, начинают задвигать, как комфортно ехать с ними в Финляндию, приходите, мол, на Лиговский проспект к половине десятого. Я начинаю орать в трубку, что мне нужно уехать ИЗ Хельсинки - на том конце уныло сообщают, что помочь никак не могут. Еще в одной конторе есть микроавтобусы, но нет мест. Наконец, дозвонился до компании, в рекламе которой русским языком сказано, что их транспорт отправляется из Финляндии в 20.00 по Москве. "Ага, - отвечают, - вечерний автобус у нас есть, но он уже уехал!" "Как так?!?!", - не понимаю я. "Да вот, народу собралось к четырем часам много, ну и водитель решил двигать в Россию". ".......!" Здорово, думаю - приезжаешь ты в аэропорт к началу регистрации, как положено, за два часа, а тебя извещают, что борт твой уже улетел - собралось, видите ли, много пассажиров и экипаж решил, чего зря на земле торчать... Можно, блин, проехать половину земного шара точно по расписанию, но как свяжешься с отечественными дурфирмами и тупагентствами, пиши пропало...

Пока я объяснялся с уродами-транспортниками, ушел вечерний поезд на родину, о чем я узнал на железнодорожном вокзале спустя десять минут после отправления состава. А за время похода на вокзал в автобусном терминале закрылись кассы, так что до десяти вечера я находился в полной неизвестности относительно стоимости билета на ночной рейсовый автобус; как оказалось, 32 евро. Кончилось дело походом к банкомату, снятием наличных до нужной суммы (пятнадцать монет у меня было запасено с расчетом на "барыжный" автобус) и незапланированным ночным переездом. В 7 утра я прибыл, наконец, в родной город, а в 9 явился на работу разбираться в случившемся накануне сбое сети. Только к следующему вечеру, как следует выспавшись, я осознал, что путешествие завершилось и, разглядывая фотографии, стал подводить итоги поездки.

Все в общем прошло неплохо. Единственный крупный срыв с круизом по Нерэйфьорду произошел не по моей вине, а по причине того, что в западных деловых бумагах называется "god"s will", а в российских контрактах "обстоятельство непреодолимой силы". В остальном план путешествия был выполнен полностью. Другое дело, что много интересных мест Норвегии осталось неохваченными, и это провоцирует организовать в недалеком будущем еще один вояж. В него я бы непременно включил посещение Лисефьорда с подъемом на гору Прекестулен (недалеко от Ставангера, но транспорт туда ходит только летом), переезд на катере из Бергена в Согне, круиз по Нерэйфьорду, проезд по дороге Троллей и прогулку по заповеднику Йотунхаймен; еще хорошо бы обязательно добраться до Боде и побывать на Лофонтенских островах, а также посетить мыс Киркенес, самую северную точку Европы. Станут ли реальностью эти планы - не знаю, но знаю, что все предпосылки к тому имеются: и теоретические, ибо я приволок из поездки целую кучу проспектов и буклетов, содержащих нужные адреса, сайты и данные, а главное практические - ведь обретен бесценный опыт самостоятельного путешествия по Норвегии, суровой и гордой стране скал и воды...

Идея поездки в Норвегию появилась после долгих совещаний и разговоров на тему выбора страны для свадебного путешествия. Жары не хотелось, пляжа и сопутствующих ему развлечений –тоже, целыми днями кататься по экскурсиям в переполненных автобусах – тем более. Хотелось много гулять вдвоем, наслаждаться природными красотами, закатами-рассветами и одновременно полюбоваться чужеземными городами и деревушками. Именно поэтому выбор пал на Норвегию – вот уж где смесь фьордов, лесов, гор и раскинувшихся на них городов захватывает дух!
Сразу отказались от услуг туроператоров, по нескольким причинам: уж больно ненадежны эти товарищи, судя по первым строчкам новостей – раз; планировалось индивидуальное путешествие, со свободой передвижения и без сопровождающих разномастных соотечественников – два. А ведь индивидуальный тур стоит ох как дорого, тем более на три недели. В итоге наш самодельный тур по стоимости получился раза в два дешевле аналогичного, предлагаемого туристическими агентствами.
Итак, страна выбрана, на семейном совете почетную обязанность планировщика маршрута возложили на меня, и…я села изучать карту, сайты, онлайн путеводители. Полезные ссылки дам обязательно, в конце первой части, чтобы не прерывать канву повествования.
Хотелось совместить два типа отдыха- активный, с походами по горам, каякингом, и пассивно –созерцательный: плавание на корабликах, неспешные прогулки, ненапряженные экскурсии, бокал вина по вечерам и прочее. Кроме того, совершенно очевидно, что засиживаться в одном-двух городах надолго нецелесообразно, поэтому было запланировано «объять необъятное» - увидеть как можно больше, в разумных пределах, разумеется.
Итак, маршрут.
Для начала, я отбросила заполярную территорию, оставив ее на следующий раз, и сосредоточилась на южных городах. Через несколько часов маршрут нарисовался следующий – Осло (2 дня) – Берген (7 дней)- Деревушка на Согнефьорде (3 дня) – Гейрангер (5 дней)- Осло (1 день). И начала я с самого легкого и приятного – с бронирования отелей. Это была моя ошибка. Начинать надо с планирования передвижений по стране, то есть как, на чем (и почем) перемещаться из пункта А в пункт Б… Потому что, например, в нашем случае оказалось, что на дорогу из Гейрангера в Осло у нас есть один час и вообще в Гейрангер от нашего местоположения на Согнефьорде добираться долго, муторно и проблематично. Поэтому после дня поисков пришлось видоизменить маршрут, и он приобрел следующий, более удобный вид: Осло (2 дня) – Берген (7 дней)- Согнефьорд (3 дня) – круиз на лайнере ХУРТИГРУТЕН (1 день) –Олесунн (3 дня) – Осло (1 день).
Основным средством перемещения по стране был выбран самолет, чтобы сократить время. Не могу сказать, что много сократили, но все же. Были куплены билеты Осло-Берген и Олесунн-Осло. Из Бергена до деревушки Эурланн (Согнефьорд) и обратно поехали на автобусе, до Олесунна чинно доплыли на лайнере. На данный момент я составляю наш следующий маршрут в Китай и, опираясь на имеющийся опыт, основное средство передвижения по стране выбрала ночной поезд. Не тратить деньги на гостиницу – раз; не тратить драгоценное время на дорогу – два.
Авиабилеты (и международные, и по Норвегии) искала через Яндекс.авиабилеты, который привел меня на сайт trip.ru. В принципе, нареканий никаких нет, недорого, без скрытых комиссий и платежей. Кстати, у них неплохая служба поддержки клиентов, я неправильно указала свой адрес электронной почты, билеты прислали через полчаса после моего письма об этом. Сейчас я использую сервис skyscanner, а потом перехожу на сайт авиакомпании и бронирую напрямую.
Для составления маршрутов до отелей активно пользовалась гугл картами. Штука классная – задаешь две точки - прокладывается подробный маршрут с картой и описанием, на какую улицу, когда свернуть. В первый день очень пригодилось.
Отели.
Отели забронировали следующие: в Осло – Oslo Hotel Xpress, в Бергене – P-Hotels, в Эурланне – Vangsgaarden, в Олесунне – Alesund hostel. На лайнере была забронирована каюта без окна. Все отели, кроме последнего, были примерно одинакового уровня, я бы оценила их в три звезды. Вполне прилично, учитывая, что все эти отели находятся в центре и у них были самые недорогие предложения. В Осло завтраков не было, в Бергене их в пакетах вешали на ручку двери, в Эурланне и Олесунне – шведский стол, правда, без горячих блюд. В Осло и Бергене на первом этаже стояли наборы для чая и кофе с горячей водой – очень удобный сервис.
Вторая моя ошибка – забронировать хостел в Олесунне. Лучше бы мы потратили еще три-пять тысяч рублей, но жили бы в отеле с теплой ванной, нормальным ремонтом и лифтом. Даже говорить об этом месте не хочу, никому не рекомендую и впредь буду умнее.
Отели бронировала на букинге, свой опыт повторять не намерена. Теперь буду пользоваться этим сайтом только для поиска, а бронировать непосредственно на страничках отелей.
Ссылки.
www.visitnorway.ru , далее visitoslo.com, visitbergen.com, и так почти по каждому городу.)) Карты, базовая информация, куда сходить, где поесть и прочее.
www.nsb.no – сайт норвежских железных дорог, очень понятный интерфейс, есть англоязычная версия. Обратите внимание на графу «minipris» - иногда там можно «поймать» билет с действительно шикарной скидкой, правда, отменить такой билет будет уже нельзя.
www.nor-way.no - сайт автобусной компании. Есть расписание, стоимость билетов и прочее. Переключается на английский.
www.flamsbana.no – сайт города Флом с его знаменитой Фломской железной дорогой, но там же можно заказать различные интереснейшие экскурсии и круизы в этом регионе. Город Флом в качестве базы выбирать не советую – это просто туристический перевалочный пункт, не знаю, есть ли там хоть один житель, кроме работников отелей, ресторанов и магазинов. Есть на Согнефьорде крупные города, такие как Согндал, Восс, есть живописнейшие деревушки, такие, как Эурланн, Гудванген, Лэрдал… Мы выбрали Эурланн (Aurland).
www.hurtigruten.com – сайт круизной компании Хуртигрутен. Можно заказать полный круиз, а можно из порта в порт. При заказе круиза от 4-х дней в стоимость включается full-board, т.е. трехразовое питание, что очень экономит расходы на еду. Цены в ресторане кораблей ого-го какие, хорошо, что я догадалась оплатить ланч (т.е. обед) при бронировании. Завтрак включен в стоимость любого маршрута, даже самого короткого.

Раз увидев фотографии с природными достопримечательностями Норвегии, редко кто остается к ним равнодушным. Но каждый заинтересовавшийся этой страной очень скоро наталкивается на факт, что страна эта очень даже дорогая и не каждому по карману. Тем не менее, поехать-то хочется. Так давайте разберемся, так ли дорога Норвегия и на чем и как можно сэкономить. Рассказывает Мария Петренко.

Составляющие бюджета

Мы путешествуем самостоятельно уже как минимум 10 лет и, исходя из накопленного опыта, могу сказать, что по крайней мере у нас необходимые расходы на путешествие делятся на три почти равные части: питание, проживание, дорога. Четвертая часть затрат – это шопинг и культурная программа. Но тут уж у кого какой аппетит, поэтому и диапазон затрат у каждого будет очень разный.

Итак, давайте по порядку. Начнем с дороги.

Дорога – бензин, парковки, платные дороги

Мы путешествуем на автомобиле, поэтому расскажу о затратах именно в таком путешествии. Сюда я включаю не только покупку бензина, но и оплату платных дорог, парковок, билеты на паромы. Смотрим стоимость 95 бензина в Европе. Актуальные данные всегда есть .

Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
Беларусь 0.54 EUR 0.59 EUR 0.56 EUR
Россия 0.59 EUR 0.67 EUR 0.56 EUR
Эстония 1.16 EUR 1.20 EUR 1.14 EUR
Австрия 1.18 EUR 1.34 EUR 1.10 EUR
Швейцария 1.23 EUR 1.32 EUR 1.35 EUR
Германия 1.34 EUR 1.47 EUR 1.14 EUR
Франция 1.38 EUR 1.44 EUR 1.25 EUR
Финляндия 1.45 EUR 1.53 EUR 1.26 EUR
Швеция 1.46 EUR 1.53 EUR 1.46 EUR
Норвегия 1.74 EUR 1.84 EUR 1.60 EUR

Из таблички видно, что в Норвегии самый дорогой в Европе бензин. Грустно, но зато платных дорог в стране не так много, как, например, в Италии и Франции, и нет обязательных виньеток, как в Австрии или Швейцарии. Практически нет пробок и светофоров за пределами городов, соответственно и расход топлива меньше.

Кроме того, большинство парковок вне городов у природных достопримечательностей бесплатные, впрочем как и сами достопримечательности, чего нельзя сказать об Австрии и Германии.

Таким образом, понеся максимальные затраты на бензин, мы получаем некоторую экономию на остальном, касающемся дороги.

Паромы

Из России в Норвегию можно добраться как по суше в объезд Финляндии, так и пройдя часть пути на пароме от Хельсинки (или Турку) до Стокгольма. Путь по суше подойдет тем, кто отправляется на север Норвегии и на Лафонтенские острова. Остальным быстрее и проще воспользоваться паромом компании «Viking Line» .

А это тоже существенная статья расходов. Конечно, можно объехать вокруг фьорда, но это повлечет дополнительный расход горючего и самое главное займет много дополнительного времени, которое в путешествии так дорого. Тем не менее, можно спланировать маршрут так, чтобы количество паромов было минимальным.

Конечно, можно и по самой Норвегии путешествовать на пароме, перемещаясь из одного фьорда в другой, но это уже совсем не бюджетный вариант.

Как ночевать в Норвегии бесплатно?

Начнем с минимальных затрат, а вернее существует совсем не затратный вариант. В Норвегии разрешено ставить палатки вне населенных пунктов при соблюдении определенных условий:

  • стоять на одном месте не более 2 суток;
  • не ближе 150 м. от жилья;
  • не на обрабатываемых полях и огородах;
  • если нет прямого запрета в виде таблички «No camping!».

Наверно, кому-то и подойдет такой вариант, но без элементарных санитарных удобств как-то все-таки слишком экстремально получится. Умываться из ручья и бегать в туалет под кустик – это очень на любителя. Экономия должна быть все-таки разумной.

Дешевое жилье в Норвегии

В Норвегии очень большая сеть замечательных кемпингов, позволяющая не только достаточно бюджетно переночевать, но и сэкономить время в поездке, так как кемпинги обычно расположены вдоль туристических трасс и около природных достопримечательностей и вам не придется тратить время на дорогу до гостиницы в городе. Выбрать подходящий можно .

В кемпинге два варианта размещения: палатка (150-250 Нок в сутки) и простенький домик (350-700 Нок). Как видим, разница в цене в 2-3 раза. Но какой бы вариант вы не выбрали, горячий душ, чистый теплый туалет, кухня с холодильником и кухонной утварью вам обеспечены.

Многие продукты питания к ввозу в страны Евросоюза запрещены. Придерживаться ли строго этих правил, решать вам. За все время наших поездок через разные таможенные переходы нас ни разу серьезно не досматривали и проблем у нас не было. Но мы стараемся не сильно нарушать правила, хотя дежурные 2 банки тушенки и батон сырокопченой колбасы у нас всегда с собой есть, а это правилами запрещено.

Что почём в магазинах Норвегии?

Более затратный, чем изложенный выше вариант, но все-таки более бюджетный, чем питание в общепите – покупать продукты в норвежских магазинах и готовить самим.

Определенный минимум мы всегда берем, но это повседневные продукты, которые не сильно различаются в разных странах: соль, сахар, специи, чай, кофе, крупы. Остальное покупаем на месте.

Как и у нас, в Норвегии есть несколько цепочек сетевых магазинов разной ценовой категории. Самые доступные – Bunnpris , Coop Prix , Kiwi . Они есть практически во всех городах и больших населенных пунктах. Только надо учитывать, что все они, кроме Bunnpris, в воскресенье не работают, а в субботу рано закрываются.

Уровень цен можно посмотреть на картинках ниже (октябрь 2017г.). Цены, естественно, в норвежских кронах. Чтобы было более понятно: умножаем на 7, чтобы получить рубли; делим на 10, чтобы получить евро.

Как видно из листовки магазина «Coop», пицца по цене дешевле, чем у нас, при условии, что купите замороженную и сами разогреете.

С рыбой и мясом, конечно, не так все оптимистично выглядит, но в сравнении с рестораном все-равно получается гораздо дешевле.

Качество продуктов везде достойное. Самостоятельное приготовление много времени и сил не отнимет, так как в упаковке все уже вымыто, порезано, очищено и даже чаще всего посолено.

Как и у нас, у каждого магазина есть актуальные спецпредложения с более низкими ценами. Например, у магазинов «Coop» есть отделы с более дешевыми товарами под маркой X-tra, а в магазинах «Bunnpris» присутствует линейка бюджетных продуктов под маркой First Price.

Кроме того, в отделе полуфабрикатов можно поискать товары с красными ценниками. Они продаются со скидкой до 50%, потому что у них кончается срок реализации. Но это совершенно свежие качественные продукты. Просто в Норвегии в магазинах не перебивают этикетки с датами, как иногда бывает у нас.

Если прийти в универсам перед закрытием, то можно увидеть перед кассой или в зале на видном месте тележку с хлебом по 1 кроне или уцененные немного помятые фрукты.

Общепит

Сразу скажу, что цены в норвежских ресторанах вам не понравятся. 80 евро за скромный ужин на двоих – это в среднем. Для примера предлагаю посмотреть меню сетевого ресторана среднего уровня «Egon» .

Эти заведения есть во многих местах страны. Кроме того, что дорого, еще могу сказать, что в норвежских ресторанах нет кулинарной изюминки. Нет каких-то специфических блюд, присущих именно этой стране. Чаще всего в меню обычные стейки, рыба, пицца, салаты.

Более бюджетный общепит – это небольшие ресторанчики азиатской кухни или Макдоналдс. Тут вполне можно покушать на 10-15 евро с носа. Но эти заведения на любителя. Мы точно не любители.

А теперь что касается горячительных напитков. Их точно лучше везти с собой или покупать в Duty Free. В Норвегии это не просто дорого, а очень дорого. Как минимум, раза в три дороже, чем у нас.

Шопинг

Наверно, Норвегия не лучшая страна для шопинга. Там столько интересного и красивого, что просто не хочется тратить время на магазины. Но если вы без этого никак, то тут только один совет, как хоть немного уменьшить свои траты. Обращайте внимание на магазины, работающие с системой Tax Free. Часто на них бывает соответствующий значок, но не всегда, уточняйте у продавцов. В Норвегии высокий НДС (25% на промтовары и 14% на продукты), соответственно вы сможете получить возмещение НДС, то есть покупки станут для вас дешевле.

Есть несколько условий, которые должны быть выполнены: товары должны быть вывезены из Норвегии в течение месяца со дня покупки; стоимость непродовольственных товаров должна быть не менее 315 NOK, продуктов – 285 NOK. Товар должен быть куплен либо у одного продавца, либо в один день у разных.

Не так страшен черт…

Ну вот, теперь у вас есть представление, как и на чем можно сэкономить в путешествии по Норвегии. Я ни в коем случае не призываю к режиму жесткой экономии всегда и на всем, а всего лишь привожу возможные варианты уменьшения затрат на путешествие. А уж на чем можно экономить, а на чем не стоит, это решать только вам.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.