Белоруссия за 5 дней на машине. В Слониме можно поселиться в гостиницах. Церкви, храмы, святые места

ДЕНЬ 1: МИНСК
В Минск мы приехали майским дождливым утром и сразу направились в хотел VIVA, чтобы оставть вещи. Огромный плюс хостела в том, что он находится в пешей доступности от вокзала, в довольно удобном месте. Места мы забронировали заранее, так как на майских праздниках всё обычно занято. По стоимости - около 600 рублей с человека в четырехместном номере.

Вещи при заселении раньше 12 можно оставить в комнате для багажа.
Самый главный минус хостела - очень мало пространства. Отдельной кухни нет, холодильник и микроволновка находятся прямо в коридоре, а завтракать приходится за низкими неудобными журнальными столиками возле входа и ресепшена.

Двухярусные кровати очень низкие, сидень на первом этаже нельзя, только лежать. На весь хостел всего два душа, совмещенных с туалетами, поэтому попасть в туалет с утра довольно непросто. Из плюсов - очень хорошие удобные матрасы и приветливый персонал.
В прошлом году я тоже была в Минске, но мы останавливались в хостеле Jazz. В Джазе гораздо больше места, просторная уютная кухня, по стоимости у нас получилось около 350 руб. с человека в 9-местном номере (был не сезон и мы жили в 9-местном номере одни). Но есть один существенный минус, который перекрывает все плюсы - это очень далеко от центра. Сначала нужно ехать минут 20-30 на трамвае до конечной, затем идти по частному сектору ещё минут 10-15.

Оставив вещи, мы пошли гулять по городу вместе с Змiцером. Это просто замечательный человек и отличный экскурсовод, который знает о Беларуси практически все. Змiцер (а по-русски Дима) учится в Белорусском государственном университете по специальности "История Беларуси", знает все самые интересные места, может ответить на любой вопрос о Беларуси и настолько любит свою страну, что заражает этим окружающих:-) Именно он пригласил меня посмотреть Беларусь в прошлом году (тогда мы поехали по маршруту Минск-Гомель-Полоцк-Витебск), а мне настолько понравилось, что захотелось вернуться и в этом. Вот ссылка на его страницу: http://by.holiday.by/gid/111

Так как в первый день нашего путешествия лил дождь, Дима предложил маршрут, который максимально проходит в помещениях.
Выйдя из железнодорожного вокзала к воротам Минска и свернув налево, мы оказались в Белорусском государственном университете на факультете международных отношений. Вход во все белорусские вузы свободный, и мы спокойно поднялись на саый последний этаж (кажется 12-й), где открывается замечательная панорама на Привокзальную площадь (справа ж/д вокзал, слева - ворота Минска):

А снизу ворота Минска выглядят так:

Ворота были построены в 1954 году, на каждой башне по 4 скульптуры: рабочий, колхозница, инженер и солдат (скульптуры были демонтированы в 70-х годах)

От ворот удобно дойти до главной площади города - площади Незалежностi (Независимости). На площади находятся Дом Правительства, Белорусский государтвенный педагогический университет, Ленин (а как же без него!), Главпочтамт, Красный костел, а под землей торговый центр "Столица", очень напоминающий Охотный ряд в Москве.
Здание БГПУ:

Одно из необычных мест Минска - это Национальная библиотека Беларуси. По версии сайта «Village of Joy», оценивающего самые удивительные, интересные, фантастические и непонятные вещи в мире, Национальная библиотека в Минске вошла в ТОП 50 самых необычных зданий мира и заняла 24 место. А по версии американского журнала Travel + Leisure библиотека попала в список самых уродливых зданий мира.

Книги внутри библиотеки передвигаются в небольших ящичках-паровозиках под потолком. Когда заходишь, даже не верится, что ты в библитеке. Путешественникам нужно оформить разовый пропуск по паспорту. В здании проходит множество выставок, водят экскурсии на смотровую площадку. Но смотреть там особенно нечего - здание находится на окрайне (метро Восток"), вокруг только серые жилые массивы). А вот выставки бывают довольно интересные. Сейчас в Беларуси идет год бережливости, поэтому повсюду развешены такие плакаты:

Вечером здание библиотеки смотрится довольно необычно, словно большая новогодняя игрушка:

ДЕНЬ 2: МИНСК
Гулять по центру Минска здорово - куда не свернешь, везде найдешь что-нибудь интересное.

Особенно интересно погулять по Троицкому предместью, историческому центру Минска. И хотя все дома здесь отреставрированы и не производят впечатления старых, атмосфера все равно какая-то особенная, не такая, как в других частях города:

Рядом с Троицким предместьем можно покататься на катамаране по реке Свислочь, это недорого, правда, есть ограничения по тому, куда можно плыть, а куда нельзя. И когда мы начали исследовать маршрут, получалось, что практичкески никуда, кроме как вокруг Острова Слез, плыть нельзя.

Утки нас преследовали в надежде, что мы их чем-нибудь угостим

А рыбаки радовались тому, что их фотгграфируют

Мы попали на праздник Пасхи

В Минске православные храмы соседствуют с католическими, создается впечатление, что католиков и православных примерно одинаково, хотя по официальным данным в Беларуси 80% - православные и 14% - католики

В торговом центре на Немиге (Немига - это подземная река) до сих пор осталась советская атмосфера, как будто из детства. Но для шопинга, на мой взгляд, Беларусь не лучшее место. И хотя принято считать, что белорусские вещи довольно качественные (это действиельно так), но модели чаще всего какие-то устаревшие, словно из Советского Союза, и найти что-то действительно красивое довольно сложно (но, если поставить себе такую цель, можно).

Лето, как известно, пора отпусков, то самое время, когда многие определяются, где стоит провести свое время отдыха. При этом среди множества «летних» направлений все большую популярность обретает Республика Беларусь, где имеется большое число достопримечательностей, санаториев и мест отдыха в районе Браславских озер.

В связи с этим очень многим автолюбителям интересно, с какими особенностями и трудностями могут столкнуться те водители, которые собираются поехать в Беларусь на машине.

Пересечение государственной границы

Пограничный контроль между Беларусью и Российской Федерацией, по сути, является фикцией. Проверке подвергаются исключительно большегрузные автомобили (фуры).

Для физических же лиц на собственном автомобиле даже не требуется останавливаться на пропускном пункте. Впрочем, по возвращению обратно в Россию вас все же могут остановить для проверки паспортов, что, впрочем, не занимает много времени.

Единственным существенным нюансом при подготовке к поездке является приобретение международной страховки типа «зеленая карта». Этот страховой полис представляет собой аналог , но в международном формате и купить его можно на срок от 15 дней до одного года.

При этом покупка полиса на длительные сроки обходится существенно дешевле «кратковременного». После кризиса цены на «зеленые карты» несколько возросли, однако их стоимость остается весьма доступной – от семисот рублей до без малого пяти тысяч рублей за полис, действующий на протяжении года.

Актуальную информацию о ценах на страховку типа «зеленая карта» можно узнать на специализированных сайтах — информация, предложенная там, позволяет довольно точно рассчитать стоимость страхования при различных сроках поездки.

При этом купить сам полис можно как в страховой компании по месту жительства (к слову, далеко не все страховщики продают страховки этого типа), так и непосредственно у границы – перед каждым крупным контрольно-пропускным пунктом имеется огромное число небольших «представительств» страховщиков типа «будка», где можно стать обладателем вожделенного полиса. Для его оформления потребуется только паспорт транспортного средства (ПТС), а сама процедура занимает порядка десяти минут времени.

В остальном, для поездки потребуется стандартный и общегражданский паспорт (как уже мы писали, его могут потребовать пограничники).

Движение по дорогам, правила дорожного движения и общение с представителями правопорядка

Езда по белорусским дорогам оставляет, в большинстве случаев, очень приятные впечатления у россиян. Высокое качество покрытия, четкая дорожная разметка, своевременный ремонт неровностей являются первыми преимуществами, которые бросаются в глаза. Даже в сельской местности (в стороне от основных магистралей) радует качество дорог.

Не напрягает и проведение самих дорожных работ – все сужения полотна имеют полный спектр обозначений, а на наиболее сложных участках объездные пути с временной разметкой, которые также отличаются высоким качеством покрытия.

С точки зрения езда по Беларуси, на первый взгляд, ничем не отличается от России. Однако тут имеются некоторые нюансы.

В частности, действие дорожного знака распространяется не до первого перекрестка, а до первого обозначенного перекрестка, то есть того, на котором установлен соответствующий знак. Об этом следует также помнить.

В республике Беларусь очень и следует помнить, что приоритет у тех водителей, которые уже движутся по кругу, если иное не установлено дорожными знаками.

Контроль скоростного режима в Республике Беларусь весьма жесткий и может обернуться рядом проблем для россиянина, рассчитывающего на безнаказанность. Так, штраф за превышение скорости, исчисляемый в так называемых «базовых величинах», может оказаться весьма впечатляющим.

Кроме того, нарушивший ПДД гражданин, без разницы какой страны, вносится в единую базу данных, и последующее превышение скорости более чем на 25 километров в час может обернуться не только штрафом, но и лишением «прав».

Отдельно стоит сказать и о системах автоматической видеофиксации нарушений. «Камер» на дорогах Беларуси довольно много, они установлены практически в каждом населенном пункте, возле которого имеется соответствующее обозначение.

Госавтоинспекция Республики Беларусь использует весьма современные системы, осуществляющие съемку с кормы автомобиля. Подобные комплексы практически не фиксируются (последние «засекают» их срабатывание лишь в момент непосредственного проезда и, как результат, не позволяют своевременно затормозить автомобиль).

Ранее россияне могли не опасаться «писем счастья», однако за последний год ситуация коренным образом изменилась. В частности, на основных пунктах пропуска между Россией и Беларусью осуществляется установка камер, которые заранее фиксируют номера проезжающих автомобилей.

В случае, если за авто числится штраф, выписанный автоматической системой, сотрудники ГАИ останавливают автомобиль и могут потребовать оплаты штрафа до выезда из страны.

Еще одним важным моментом можно назвать очень суровые санкции в отношении водителей, злоупотребивших спиртным. Первоначально у автомобилиста, севшего за руль , отбирают водительское удостоверение и накладывают крупный штраф.

Повторное нарушение приводит к тому, что ГАИ изымает автомобиль нарушителя, который обращается в доход государства и уходит «с молотка». При этом данный закон распространяется и на граждан других государств – между Беларусью и Россией имеются соответствующие договоренности.

Общение с сотрудниками Госавтоинспекции в Беларуси тоже отличается некоторыми нюансами. Основной из них кроется в том, что вручить взятку работнику ГАИ в большинстве случаев не удастся.

Добиться этого в республике удалось тем, что «гаишники» имеют весьма неплохие зарплаты и могут легко получить реальный срок без права последующей работы в государственных органах в случае, если попытаются увеличить доход за счет автолюбителя.

Тем не менее, на наиболее «популярных» у россиян направлениях бывают редкие случаи (за три года частых поездок автору этих строк с этим довелось столкнуться лишь раз) злоупотреблений со стороны инспекторов ГАИ.

Злоупотребления эти заключаются в использовании законов Беларуси по отношению к россиянам, с ними не знакомыми. Это касается тонировки на задних стеклах, которая, в соответствии с местным законодательством, полностью запрещена.

Этот аспект касается только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и если инспектор пытается наложить на вас соответствующий штраф, можете смело предложить ему проехаться к начальнику ГАИ соответствующего района или пригрозить обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Этого будет достаточно для того, чтобы ретивый служитель порядка пересмотрел свое решение. По сути, эти сложности единственные, с которыми можно столкнуться в путешествии.

Основные направления для отдыха в Беларуси

В большинстве случаев Россияне предпочитают для отдыха центральную часть Беларуси, где располагается большинство достопримечательностей и пансионатов для отдыха.

Не менее популярны и Браславские озера, отличающиеся красотой и наличием огромного числа здравниц. Чуть менее популярна Беловежская пуща, что связано с ее относительной отдаленностью.

Вне зависимости от выбора направления путешествия, поездки по Беларуси оставляют благоприятные впечатления, а туристическая инфраструктура в республике находится на весьма высоком уровне.

При подготовке к поездке в Беларусь советуем и выбрать оптимальный вариант.

В начале сентября я с Ниной и Евгением отправились на машине в Беларусь. В нашем распоряжении были пять полных дней, за которые мы успели посмотреть огромное количество достопримечательностей, пожить в замке, пострелять из пулемета, отведать вкуснейшей белорусской кухни и проехать более 2000 километров по отличным дорогам.

Путешествие по Белоруссии

Как жадные до достопримечательностей Нина и Наташа составляли маршрут


Замки Беларуси

Договориться, куда и на сколько дней ехать, оказалось самым простым, потому что, как только мы открыли путеводитель и другие источники, так сразу стало понятно, что удовлетворить наши аппетиты пятью днями будет очень сложно. Нина была готова преодолевать в день по 800 км, но успеть заглянуть, как на север Беларуси, так и на юго-запад. Мне же хотелось составить более оптимальный маршрут, чтобы в день меньше ездить, но больше смотреть. В итоге, мы решили, что будем выбирать достопримечательности, которые расположены вдоль нашего пути, который начнется от Несвижского замка и продолжится на север вокруг Минска. Чтобы было понятнее, то образно можно представить наш маршрут так. Если мысленно поставить циркуль на карту в точке «Минск» и провести радиус примерно 150 км с севера на северо-запад, то получим приблизительно наш маршрут.

Подробнее о нашей подготовке у путешествию, бронированию гостиниц и так далее можно прочитать в отдельной статье.
Вот так на карте выглядел наш маршрут.

Просмотреть Маршрут по Беларуси на карте большего размера

После изучения информации о достопримечательностях Беларуси мы составили план поездки, который охватывает часть must-see мест страны.

План поездки по Белоруссии на машине

1 день. Дорога на машине Москва - Несвиж. Ночевка в Несвижском замке (См. первый день путешествия по Беларуси ).
2 день. Несвижский дворцово-парковый комплекс - Мирский замок. Ночевка в Несвижском замке (См. второй день путешествия по Беларуси )
3 день. Коссово, Ружаны, Слоним, Сынковичи, Новогрудок, Лида. Ночевка в Лиде (См. третий день поездки по Белоруссии ).
4 день. Лидский замок, Заславль и праздник День белорусской письменности (подробнее тут ), Линия Сталина, Смоленск. Ночёвка в Смоленске.
5 день. Короткая прогулка по Смоленску и дорога в Москву (См. к ак посмотреть Смоленск за пол дня ).

Белорусский национальный костюм

Поля, дороги и белорусские просторы

До поездки мы читали в Интернете о том, что в Беларуси очень хорошие дороги, которые яро противопоставлялись нашим. Как только мы пересекли границу, то немного удивились, потому что дорожное покрытие было старым и не особо ровным. Но, собственно, мы приехали не в качестве ревизоров дорожной службы, поэтому стали смотреть по сторонам.

Мы двигались по трассе М1, постоянно проезжая указатели с информацией о платных участках дороги. Пугаться не стоит, с 2012 года все дороги стали бесплатные, но знаки почему-то не убрали. Ограничение скорости 120, что очень комфортно.
Первое, что бросается в глаза - это засеянные поля и огромное количество тракторов. Пожалуй, у них трактор на дороге встречается с такой же частотой, как в Москве джипы Infinity.


Трактор Беларусь

На дорогах можно и лошадку запряженную встретить.


В Белоруссии

Так как на дворе стоял сентябрь, то большую часть урожая уже сняли, поля полили натуральными удобрениями...ароматы стояли просто «волшебные».
По дороге постоянно попадались поля, засеянные кормовой кукурузой, репой, один раз проезжали поле подсолнухов, но Нина и Женя толком не дали в него залезть. Ну хоть кукурузу дали сорвать и на том спасибо.
Кстати, после того, как мы проехали несколько километров от границы с Россией, то дорога стала очень хорошей, причем, как трасса, так и второстепенные дороги.

И везде идеальная чистота. Как будто улицы моют с шампунем.
Видно, что в Белоруссии хорошо развито сельское хозяйство. Поля обработаны, в деревнях пасется скот, в магазинах продают продукты местного производства, по дороге ездит много грузовых машин, перевозящих молоко, мясо, колбасы и т.д.


Белорусские коровы

Забавно выглядят выставленные вдоль дороги украшения из соломы, мешков и других подручных средств, прославляющие фермеров, рассказывающие о том, сколько тонн урожая здесь было собрано в этом году.


Путешествие по Белоруссии

Вообще народное творчество очень развито, даже в городах можно встретить вот такие композиции.. Дешево, но красиво же?


Композиция

Знаки вдоль дороги практически все написаны на белорусском языке. В целом, все понятно, хоть и немного не привычно, потому что в белорусском языке практически везде ставится «А» там, где у нас «О», «Э» - там, где «Е». Например, «дварэц» - понятно же? Единственный раз, когда у нас вышло недопонимание с белорусским языком, стал поиск города Заславль. Оказалось, что по-белорусски, он пишется Заслаўе, поэтому мы проехали указатель мимо. Помимо указателей, на белорусском языке в музеях висят прайс-листы, распорядок работы, но люди абсолютно все говорят по-русски.

Коммерческие вывески, типа афиш, мы встречали почти всегда на русском языке. Как-то мы шли по одному из городков, и на заборе частного дома висел большой баннер с рекламой концерта белорусского певца Колдуна. Женя очень удивился, что здесь так хорошо зарабатывают экстрасенсы, что могут себе позволить покупать такие рекламные площади. А потом еще раз удивился, когда узнал, что это фамилия такая.

Вдоль дорог, как в Европе, везде расставлены коричневые туристические указатели на каждую достопримечательность, причем чем значимее достопримечательность, тем чаще и на более дальнем расстоянии от нее появляются указатели.
Фото
У нас была карта дорог Белоруссии, путеводитель с плохим описанием, как доехать до интересных объектов, этого вполне хватило. Навигатор Гармин, не смотря на обновление перед поездкой карт, знал только Минск и еще пару крупных городов, которые нам были не нужны.

Рассказ о дороге М1 до Беларуси здесь.

Природа Белоруссии

Поездка по Белоруссии может стать отличным антистрессовым приключением. В стране свежий воздух, красивая природа, многокилометровые поля, создающие ощущение полной свободы, вкусная калорийная и натуральная еда, море архитектурных и природных достопримечательностей, а также возможностей для активного отдыха: рыбалка, охота, рафтинг, конный спорт, походы, велотуризм, прогулки по маршрутам в национальных парках. Тема эта бесконечна, рассказать обо всем в одной заметке невозможно.


Природа Белоруссии

В рамках этого путешествия мы выбрали для себя культурный туризм, но в следующий раз обязательно приедем еще и для рыбалки и посещения национальных парков.
Если вы любите отдых на природе, то Белоруссия отлично для этого подходит и может стать отличной альтернативой Финляндии и другим озерным европейским странам. Особенно в финансовом плане, потому что цены в стране ниже раза в полтора. Если говорить о сервисе, то, какой вам нужен сервис для отдыха на природе?

В Беларуси существует большое количество агроусадеб - это что-то между домом отдыха и частным сектором. Агроусадьбы бывают разного уровня, вы можете пожить в настоящей деревне со всеми вытекающими из этого последствиями, а можете выбрать комфортный домик. Обычно агроусадьбы предлагают дополнительные услуги в виде домашнего питания, конных прогулок, организацию рыбалки, охоты и различных экскурсий.
Следующий раз я планирую остановиться в агроусадьбе, мне кажется, это весьма интересно и не обычно.

О достопримечательностях Белоруссии

Достопримечательности Белоруссии заслуживают того, чтобы рассказать о них отдельно, так как в один небольшой абзац все не уместишь. Интересные места этой страны можно разделить на несколько крупных групп: природные (например, Беловежская пуща), архитектурные (замки, усадьбы, дворцы), этнографические (музей Дудудки под Минском), памятные места, связанные с Великой отечественной войной (Хатынь, Брестская крепость), паломнические и религиозные места (Собор в Полоцке и др.). Мы не ставили своей целью охватить необъятное, поэтому строго следовали запланированному маршруту. Забегая вперед скажу, что и этого было более чем достаточно, так как впечатления в конце поездки нас переполняли.

Когда-то Беларусь называли "страной замков", которых здесь было очень много. Но и на сегодняшний день можно удивиться особой красоте замков Беларуси, в первую очередь здесь надо выделить Мирский замок (включенный в список всемирного наследия Юнеско) и Несвижский замок.


Мирский замок

Для туристов разработан целый туристический маршрут, включающий в себя как отреставрированные замки (например, Лидский замок), так и живописные руины.


Руины Новогрудского замка

Мы самостоятельно посетили руины Коссовского замка, руины Дворца в Ружанах увидели остатки башен Новогрудского замка. Все эти места овеяны интересными легендами, историческими событиями. В общем, мы остались под впечатлением и с большим желанием вернуться.

Проехав по Белоруссии у нас сложилось впечатление, что туристов здесь явно ждут. Я не заметила рекламы страны у нас, но видно, что государственная программа восстановления архитектурных ценностей и сохранение природных достопримечательностей работает эффективно. Вкладываются средства в реставрацию замков и дворцов, созданы этно-музеи, работают старинные костелы и другие церкви.

Некоторые городки страны похожи на Польшу и прибалтийские страны, особенно костелы, католические церкви, дворцы.


Ратуша в центре Несвижа

Городская застройка исторической части городов датирована в основном 18-19 веками, ну и, конечно, везде видна рука большевиков: серые хрущевки рабочего класса, заводы, административные здания.


В городе Слоним

Так как Белоруссии очень сильно досталось во времена Второй мировой войны, ее эхо слышно до сих пор. Вдоль дороги мы постоянно видели памятники солдатам и их матерям, живые цветы около них. Представляю, как слышно эхо, если посетить Брест и Хатынь. Мы же посетили военный музей «Линия Сталина», находящийся недалеко от Минска. Под открытым небом воссоздана оборонная линия, которая была построена в годы Советской власти, чтобы сдерживать вражеские войска в случае наступления. Взяв индивидуальную экскурсию, мы спустились в ДОТ, в котором размещены пулеметы и перископ, потом прошли мимо противотанковой защиты, по рву и еще много чего увидели. О посещении музея я расскажу отдельно.


Линия Сталина


Линия Сталина

В будние дни туристов мало, но среди них есть даже иностранцы. Также мы видели компании белорусов, которые путешествуют на машине по своей стране, встречались украинские и русские машины.

Праздник живота и белорусская еда


Белорусская кухня

В Беларусь многие приезжают для того, чтобы вкусно и дешево поесть. Знаю одного человека, который туда ездить исключительно за этим. Думаю, многие уже попробовали белорусские продукты, которых на наших прилавках стало очень много, и могут представить, какое разнообразие вкусняшек находится внутри страны. Поля удобряют навозом, скотину хорошо кормят - все говорит о том, что белорусы производят натуральный продукт.

У многих Беларусь ассоциируется с картошкой и не зря. Картошка там необычайно вкусная, а национальное блюдо из нее под названием «драники» выше всяких похвал. Кроме того, в драники добавляют различные соусы и ингредиенты: лесные грибы в сливочном соусе, мясо и т.д., подают их в сковороде, горшочке, на тарелке - на что хватит фантазии у повара. Во всех ресторанах. Ориентированных на туристов, подают деруны из картошки, мочанку с блинами, наваристые жирные супы и еще массу вкусных и вредных блюд. Порции большие, стоимость низкая, поэтому мы постоянно переедали. Каждый раз говорили себе, что больше столько заказывать не будем, и каждый раз выкатывались из-за стола. Средний чек на человека после очень плотного обеда или ужина из трех блюд составляет 300 рублей на наши деньги, в дорогих ресторанах 500-700 руб, что по нашим меркам очень дешево. В общем, держите себя в руках).

О белорусах

Белорусов могу охарактеризовать, как неторопливых и довольно скромных людей, которые лишний раз не улыбнуться. При этом, если начать с ними общаться, то постепенно они раскрываются и чувствуют себя гораздо более свободно, почти все встретившиеся нам люди были очень милыми и отзывчивыми. Нам всегда помогали найти дорогу, когда мы пытались выехать из города на нужную трассу, объясняли, как добраться до замков. Но вот белорусские дамы, работающие в сфере обслуживания, неприятно удивили. Администраторы в отеле, официантки не утруждают себя вежливым обращением с клиентом, постоянно приходилось мириться с советским сервисом. Сначала это шокировало, потом привыкли.


Шедевр из гостиницы

Например, мы останавливались в гостинице на территории Несвижского замка, так нам администратор даже не захотела объяснить, где находится кафе, в котором утром нас будет ждать оплаченный завтрак. Зато она нас быстро научила проявлять смекалку.
В маленьких городках чувствуется, что население не богатое. Люди очень скромно одеты, на улицах много пьяных мужиков в будний день, странная молодежь, много гопников. Зато под Минском выстроены дачные дворцы, чувствуется, что с деньгами там у многих все хорошо.


На велосипедах

Покупки, подарки, сувениры

Планируя поездку, мы особо не задумывались о шоппинге, но все равно привезли пол багажника покупок. Нас с Ниной вообще нельзя пускать в магазин, выгодно от этого становится только владельцам заведения.
Попав на праздник белорусской письменности, я накупила всяких сказочных персонажей в лице бабки-ежки, домовенка и еще одного милого человечка, который должен приносить счастье в дом.
Здесь же мы купили 5 книг про достопримечательности Белоруссии, две получили в подарок.
Но мне всего мало, я схватила еще три комплекта льняного постельного белья: себе и в подарок родителям.
В Несвиже мы с Ниной сделали оборот женщине, которая продавала скатерти с ручной вышивкой и кружевом. Мы раздели ее палатку, купив в общей сложности 6 скатертей.
В Слониме зашли в магазин белорусской косметики и набрали по большому мешку всяких баночек и бутылочек. Потратив 1000 руб, дома мы поняли, что пользоваться можно только кремом для рук, зубной пастой и мылом, а всякие маски, эмульсии для волос - полная ерунда. По крайней мере, после израильской и американской косметики стоимостью не менее 1000 руб. за одно средство, конечно, белорусская не катит. Если вы пользуетесь Shamtu, Elseve и тому подобными брендами, то белорусская косметика может стать хорошей альтернативой и гораздо дешевле.


Белорусская косметика

Из съедобного мы купили белорусский шоколад и лидское пиво. Многие еще привозят настойки и водку, но ничего сказать не могу, не пробовали.
Изначально мы планировали заехать в супермаркет и купить домой еды по белорусским ценам, но вдоль дороги магазинов нет, а заезжать в город у нас уже не было времени.

Могу сказать, что для себя я решила обязательно еще раз поехать в Беларусь, чтобы увидеть остальные интересные города, замки, костелы и крепости. Например, древние Полоцк, Витебск и Гродно, Беловежскую пущу и другие национальные парки, Брестскую крепость.

Цены и отзывы на отели в Минске

Цены и отзывы на отели в Бресте

Все отели Белоруссии

Наша семья любит путешествовать на автомобиле. В этом году мы решили съездить в Беларусь, так сказать, по местам боевой славы советского народа. Стартовали 1 июля в 5 утра с крайнего севера Москвы и свободно, без пробок, выехали из города по Минскому шоссе.

Дорога до пункта назначения — мы арендовали квартиру практически в центре Минска, на ул. Немига, — заняла 8,5 часов. Делали две остановки — заправиться и перекусить. Кстати, бензин в Белоруссии дороже, чем в России, цена на всех заправках одинаковая — литр АИ-95, например, стоит 11900 белорусских рублей (BYR), т.е. примерно 44 российских рубля, поэтому рекомендуем заправиться на приграничной заправке с российской стороны. Трасса М-1 довольно хорошая, в Смоленской области некоторый ремонт дороги и сужение.

На территории Белоруссии непривычно мало попутных, да и встречных, машин, бывали промежутки времени, когда мы ехали одни по трассе. И, кстати, чаще встречали машины с российскими номерами, из разных регионов, нежели местные. На пути в Брест нам попадались машины даже из Забайкальского края!

Итак, в 13-30 мы достигли «своей» квартиры. Пообедали и отправились знакомиться с городом. Еще в Москве, составляя план поездки, я нашла, что в Минске есть городской экскурсионный маршрут Minsk City tour — не что иное, как знакомый нам красный даблдекер. Базируется автобус на привокзальной площади, идет без остановок по следующему маршруту: Вокзал — Площадь независимости — Дворец Республики — Цирк — Площадь Победы — Академия наук — Ботанический сад — Национальная библиотека — Площадь Якуба Коласа — Троицкое предместье — Парк Победы — Минск-Арена — Дворец Спорта — Ратуша — Вокзал.

Продолжительность поездки — примерно два часа, есть аудиогид на белорусском, русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском и китайском языках. Отправление четыре раза в день — в 11, 13-30, 16-00, 18-30, стоимость для взрослого 300000 BYR, для детей от 7 до 15 лет 150000 BYR, до 7 лет бесплатно. Нашей семье (2 взрослых и 2 детей) поездка обошлась в 900000 BYR (т.е. примерно 3300 российских рублей), оплата только наличными. Аудиогид предлагает краткую историческую справку о стране и более подробный рассказ о столице. С высоты второго этажа автобуса нам открылся красивый ухоженный город, вполне себе европейский, но с узнаваемой советской архитектурой.

Например, здание комитета государственной безопасности можно опознать и без подсказки, так же как и другие административные здания, ГУМ и ЦУМ. Однако есть и современные здания, поражающие своим обликом: ромбокубооктаэдр Национальной библиотеки (в народе его называют «дыямантом» — алмазом), Дворец Республики, Большой театр оперы и балета, культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», Дворец Независимости.

Национальная библиотека в Минске

Экскурсия нам очень понравилась и после ее завершения мы решили посетить Национальную библиотеку, вернее, смотровую площадку на ее крыше.

Оригинальный проект этого здания по проспекту Независимости, 116 был принят в 1989 году, однако стройка началась только в 2002 году, а в 2006 библиотека открыла свои двери для посетителей. Здесь работают картинная галерея, музей книги, ресторан и кафе и даже физкультурно-оздоровительный комплекс. По зданию и музею книги можно пройти с экскурсией. Мы же воспользовались случаем посмотреть на Минск с высоты 73 метров, с 23 этажа здания, куда нас доставил скоростной панорамный лифт. Стоимость билетов на площадку для взрослых — 30000 BYR, для школьников и студентов — 20000 BYR. Обратите внимание, что вход на смотровую площадку находится с противоположной от главного входа стороны.

Аквапарк в Минске

На следующий день по плану был аквапарк Лебяжий — у сына случился день рожденья и решено было отпраздновать таким образом. Адрес аквапарка — проспект Победителей, 120 Стоимость посещения варьируется в зависимости от дня и времени посещения, и от набора желаемых услуг. В нашем случае билеты обошлись в 928000 BYR, причем на билет для именинника дали 30% скидку, но попросили показать подтверждающий документ.

Нам немножко не повезло — в этот день в аквапарк привезли детей из оздоровительного лагеря, около 15 отрядов, когда мы покидали аквапарк, он уже был переполнен детьми. Хорошо, что приехали почти к открытию — к 9 часам, успели два часа из четырех вольготно поплавать. Детям очень понравилась такая экскурсия.

Военный музей «Линия Сталина»

После аквапарка намечено было посещение историко-культурного комплекса «линия Сталина» , который находится в окрестностях города Заславля (к северу от Минска). Это военный музей под открытым небом, открыт в 2005 году. Система узловых оборонительных сооружений создана в 1930 годы, во время строительства музея по архивным довоенным чертежам восстановили пулеметные доты, артиллерийский полуканонир и командно-наблюдательный пункт, внутри дотов реконструировали обстановку предвоенного времени. В музее собрана коллекция техники времен ВОВ, а также бронеколпаки, сохранившиеся еще с Первой Мировой войны. Большинство экспонатов можно потрогать руками, можно спуститься в окопы, есть полевая кухня. Регулярно проводятся исторические реконструкции битв Великой Отечественной войны. Стоимость билетов: взрослым — 100000 BYR, школьникам и студентам — 50000 BYR, стоянка легкового автомобиля — 20000 BYR.

Мы не стали брать экскурсию, два с лишним часа гуляли по территории музея, муж и сын рассказывали нам с дочкой о многих экспонатах — они интересуются этой темой и многое знают.

Брест. Брестская крепость

Конечно же, планируя поездку в Белоруссию, посещение Брестской крепости поставили обязательным пунктом. А также музей паровозов — сын к ним неравнодушен. 3 июля, в день Независимости Белоруссии, мы поехали в Брест.

Расстояние 350 км было пройдено за 3,5 часа и в 12 часов дня мы припарковались недалеко от железнодорожного музея. Решили сначала посетить его, т.к. время работы до 17 часов, а потом уже крепость.

Музей железнодорожной техники в Бресте открылся в 2002 году. В экспозиции есть паровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, путейская дрезина, машина-снегоочиститель, дизель-поезд, почтовый вагон, пушка бронепоезда и многое другое!

170 экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории. Экспонаты на ходу, участвуют в кинематографических съемках и экскурсиях. Адрес музея: Брест, улица Машерова, 2.

Для взрослых стоимость билета — 20000 BYR, для школьников — 10000 BYR.

Брестская крепость-герой — ее история началась гораздо раньше, чем всем известные события ВОВ. Укрепленная военная крепость построена в середине XIX века для обороны западных границ Российской империи, в XX веке продолжалось ее совершенствование, некоторое время Брест был частью территории Польши — до 1939 года.

22 июня 1941 года в 04-15 немецкие войска открыли по крепости артиллерийский огонь. Около 300 офицерских семей попали в окружение, но выступили против 9000 немецких солдат и больше месяца защитники крепости держали оборону. После войны Брестская крепость стала символом стойкости советского народа. В 70-х годах XX века на ее руинах построили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».

Территория комплекса большая, здесь расположены также Музей обороны Брестской крепости, музей «V форт» и «Музей войны — территория мира», проводятся обзорные экскурсии.

На Госпитальном острове находится археологический музей «Берестье» — здесь находится ремесленный квартал города XVI века, найденный при раскопках. Посещение крепости никого не оставило равнодушным, эта память навсегда с нами.

Продолжая тему памяти, на следующий день мы поехали в Хатынь. Мемориальный комплекс находится в Логойском районе Минской области, примерно в 30 километрах от Минска по трассе Минск-Витебск. Но ни на одной карте не найти сейчас деревни Хатынь. Она была уничтожена немецкими захватчиками весной 1943 года. Во время войны вся территория Беларуси была оккупирована, и такая деревня была не единственной, среди мирного населения были огромные потери, историки считают, что погиб каждый четвертый житель Беларуси.

На месте Хатыни построили мемориальный комплекс в память обо всех погибших мирных жителях, он повторяет планировку деревни, только вместо домов — срубы, внутри которых обелиски в виде печных труб. Колокола на трубах звонят каждую минуту... Это очень эмоциональное место, но люди должны помнить о прошлом.


Курган славы (Минск)

Еще одно место памяти о Великой Отечественной войне — мемориальный комплекс «Курган славы», расположенный в Смолевичском районе, на 21 км магистрали М2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Его возвели в честь операции по освобождению Беларуси (операция «Багратион»).

Именно здесь, в «Минском котле», в июле 1944 года советская армия разбила вражеские войска. Холм высотой 35 метров насыпан практически вручную, люди носили землю буквально в руках, привозили из других городов и полей битв. Курган венчают четыре штыка, которые символизируют фронты, освобождавшие Беларусь: 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты и Прибалтийский фронт. 35-метровые штыки тянутся в небо, их подножие окружает широкое кольцо, на внутренней поверхности которого написано: «Армии Советской, Армии-освободительнице — слава!». На вершину кургана ведут две винтовые лестницы, каждая состоит из 241 ступени. С высоты открывается великолепный вид на все четыре стороны.

У подножья кургана расположена небольшая экспозиция военной техники — пушки Д-44, ЗИС-2, ЗИС-3 и танки Т-10, Т-34, ИСУ-152, ИС-2, ИС-3. Это искренний и внушительный памятник нашей истории.

Музей Великой Отечественной Войны в Минске

Конечно же, мы не могли обойти вниманием музей Великой отечественной войны в Минске. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны расположен в г. Минске по адресу: проспект Победителей, 8, на территории музейно-паркового комплекса «Победа».

Это новое здание музея, открытие, приуроченное к 70-летию освобождения Беларуси от немецких захватчиков, состоялось 3 июля 2014 года. Музей считается первым в мире подобной тематики, ведь первые посетители пришли в экспозицию 22 июля 1944 года, тогда еще по адресу площадь Свободы, Дом Профсоюзов.

В 1966 году музей был перемещен во вновь построенное здание по Ленинскому проспекту 25а (ныне проспект Независимости). Новое, современное здание музея поражает своими размерами, залы плавно переходят один в другой, даже при беглом осмотре на весь музей уйдет, наверно, не менее 1,5 часов.

Очень красивый и впечатляющий Зал Победы — круглый, со стеклянным куполом, по периметру размещена подробная информация о фронтах, армиях, флотилиях, а также Героях Советского Союза. Также в экспозиции представлена военная техника в натуральную величину, различные инсталляции, форма разных войск, множество документов и личных вещей воинов и многое другое. Есть также интерактивные экраны, с помощью которых можно узнать историю экспонатов. Рекомендуем посетить этот музей!

Мирский замок

В последний день нашего пребывания в Беларуси мы выбрали для посещения Мирский замок. Интересно было посмотреть на старинный белорусский замок. На самом деле оказалось, что старинного в замке осталось не так много. Строения много раз разрушались по различным причинам, и потом восстанавливались. В результате от первоначальной задумки князя Юрия Ильинича — первого владельца замка — практически ничего не осталось. Однако атмосфера старины — стены трехметровой толщины, узкие бойницы и винтовые лестницы с высокими ступеньками в стенах башен, где двоим никак не разойтись, тюрьма, рыцари в доспехах и утварь, интересные экспозиции внутри замка — от погребов до бального зала, личные вещи владельцев, музыка во дворе — конечно, присутствует.

Территория облагорожена и ухожена, рядом с замком небольшой пруд и парк. Дети с интересом прогулялись по подвалам и башням, а музейная экспозиция немного утомила. К тому же во дворце много экскурсионных групп, а некоторые залы не настолько огромны, чтобы вместить всех. Вывод сделали такой — интересная достопримечательность, но только ради посещения замка не стоило бы ехать в Беларусь.

Вот и наступил час отъезда. В целом впечатления очень хорошие, но немножко не хватает туристической информации — мало табличек с указателями в городах, информационных стендов на экскурсионных объектах.

Беларусь — красивая, ухоженная страна, с бескрайними сельскохозяйственными угодьями и неторопливым образом жизни.