Тенор – певец-мужчина с высоким голосом. (Самые известные теноры – Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти). Хосе Кура - "тенор ХХI века" Благотворительная деятельность Хосе Каррераса

Великий испанский оперный певец Хосе Каррерас благодаря своему уникальному таланту, поразительной целеустремленности и воли к жизни завоевал сердца миллионов поклонников во всем мире. Его трудолюбие позволило ему прославиться еще в молодом возрасте — в 28 лет, тогда как другие оперные исполнители в эти годы только начинают свою карьеру. Добившись невероятных высот в деле, которому он посвятил всю свою жизнь, Каррерас не забывает о тех, кто нуждается в помощи, и многие годы занимается благотворительностью.

Юность Хосе Каррераса

Будущий величайший оперный певец Хосе Мария Каррерас и Колл родился в 1946 году, 5 декабря. Его родиной стал рабочий пригород Барселоны. Так как Хосе стал третьим ребенком, семья испытывала большие финансовые трудности, а потому в 1951 году переехала в Аргентину, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу там, однако, быстро вернулась в Испанию. Отец Каррераса во время испанской Гражданской войны был рьяным солдатом, но устроиться на приличную должность ему не удалось, а потому он стал регулировщиком движения на дороге. А вот мама заведовала небольшим парикмахерским салоном, который и стал первой сценой для маленького певца.

Талант Хосе обнаружился еще в 6 лет – до глубины души проникшись фильмом «Великий Карузо», в которм сыграл Марио Ланца, мальчик стал усердно разрабатывать свой голос, чем порой доводил до исступления все семейство. Тем не менее, родители все же приняли решение отдать маленького Хосе в руки профессиональных преподавателей пения, которые стали развивать звонкий дискант юного дарования. Сначала он занимался по классу фортепиано, а в 8 лет поступил в Муниципальную Консерваторию Барселоны. Именно в этом возрасте Хосе добился исполнения своей первой мечты – в эфире национального радио он спел любимую композицию «La Donna E Mobile». А уже в 11 лет состоялся его дебют на сцене барселонского «Большого Дома Оперы», и немногим позже ему доверили несколько актов в знаменитой оперной постановке «Богема».

Тем не менее, семья Каррераса не оценила должным образом достижения юного таланта, а потому отец и брат настояли на обучении на химическом факультете Университета Барселоны. Однако через два года он бросил обучение в университете, чтобы полностью посвятить себя музыке. Окончательное решение было принято после смерти горячо любимой мамы Каррераса, которая всегда верила в своего сына и не сомневалась, что ему суждено стать выдающимся тенором. Так, Хосе стал обучаться в музыкальном лицее и параллельно занимался вокалом у частных преподавателей.

Триумф молодого певца

Начиная с 1970 года, творческая карьера тенора резко пошла в гору. Так, Каррерас был удостоен, казалось бы, маленькой роли Флавио в известной оперной постановке «Норма», которая, однако, и стала звездным часом певца. С этого момента сама непревзойденная Монсеррат Кабалье взяла шефство над Хосе: по-настоящему он дебютировал в «Лукреции Борджиа», роль Флавио в которой ему и дала оперная прима. Кроме того, она же пригласила его в оперу «Мария Стюарт», чем и прославила на весь мир. Надо отметить, что их плодотворный дуэт звучал в 15 произведениях.

1971 год ознаменовался женитьбой Каррераса. Его супругой стала Мерседес Перес, а уже в 72-м у них родился сын Альберт, а в 77-ом дочь, которую назвали Юлией.

С 1972 года Каррерас успешно дебютирует на практически во всех знаменитых оперных домах, как-то: в Нью-Йорке с оперой «Мадам Баттерфляй», с «Риголетто» на сцене Венской оперы, в оперном театре Лондона с постановкой «Травиата», в Метрополитен-опере со спектаклем «Тоска» и, наконец, в «Ла Скала» с «Балом-маскарадом».

Мировой триумф позволил Каррерасу спеть с такими мировыми знаменитостями, как Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Агнес Балца, Кати Ричиарелли. Кроме того, тенор начал работать с выдающимся дирижером Гербертом фон Караяном, который поспособствовал его участию в «Кармен», «Доне Карлосе», «Аиде», где он попробовал себя в новом амплуа, более тяжелом для его природных вокальных данных.

С 80=х годов прошлого столетия певец работает во множестве мюзиклов («West Side Story» и «South Pacific» вообще вышли под его руководством), опереттах, дает сольные концерты. Кроме того, Каррерас решил в 1987 переснять киноленту «Богема», снятую Луиджи Коменчини.

Однако, находясь на самом пике своей карьеры, Каррерас узнает о своем страшном диагнозе – остром лейкозе. Врачи давали очень пессимистичный прогноз: шансов выжить почти не было. Однако, благодаря неуемной воли к жизни тенору удалось выкарабкаться. После очень долгого и сложного курса химиотерапии Каррерас с удвоенным рвением принимается за любимую работу, возобновляет свои сольные гастроли, продолжающиеся в 88-м и 89-м годах, поет в дуэте с Монсеррат Кабалье во французской постановке «Медея». Кроме того, в 1989 году он публикую свою автобиографию под названием «Петь от души».

А в 1990 году состоялось выдающееся мероприятие – «Концерт трех теноров» в Риме. Запись выступления звездного трио — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти – раскупили более 13 миллионов почитателей со всего мира.


Благотворительная деятельность Хосе Каррераса

Надо отметить, что Каррерас обладает не только уникальным талантом, но и по-настоящему человеческой добротой колоссальных размеров. Так, после своего выздоровления, в благодарность за полученный им шанс жить, он становится создателем «Благотворительного фонда Хосе Каррераса по борьбе с лейкемией» и «Испанской ассоциации по исследованию костного мозга». Треть своих гонораров Каррерас отдает этим организациям, филиалы которых есть также в Швейцарии, США и Германии.

Кроме того, Каррерас занимает почетный пост посла доброй воли ЮНЕСКО и отмечен орденом Почетного легиона Французской республики. «Европейское общество медицины и гематологии», членом которого также является тенор, регулярно получает от него помощь.

У себя на Родине Каррераса очень любят и уважают, и даже назвали в его честь театры: один — Аудитория Хосе Каррерас, а другой — Театре Хосе Каррерас.

Мой любимый тенор - это Марио Ланца, но он рано ушел - говорят, к его ранней смерти причастна итальянская мафия.
Из теноров следующего поколения временами хорошо пел Лучано Паваротти, но он был нестабилен. Хосе Каррерас был хорош, но потом он заболел и после болезни стал щадить голос, и это заметно. Плачидо Доминго мне никогда не нравился- фальшивый и искусственный.
Из наших теноров очень хорошим тенором был Владислав Пьявко, но из-за разрухи 90-х годов он мало выступал и рано сошел со сцены. Лучший Герман в Пиковой Даме у нас - это Владимир Атлантов. Иногда в перерывах между пьянками хорошо звучал Зураб Соткилава.

Какие же теноры нового молодого поколения являются самыми известными?

Из ныне поющих теноров именно непосредственно в оперных спектаклях на главных оперных сценах мира - в Вене, Милане, Париже, Лондоне, Нью-Йорке - это, пожалуй, будет следующая четвёрка:

1. Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann) - тенор из Германии 1969 года рождения. Пожалуй, сильнейший исполнитель опер Рихарда Вагнера, а также веристских опер Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи.
Здесь в его исполнении прозвучит ария Каварадосси "Сияли звёзды" (E lucevan le stelle) из оперы Дж.Пуччини "Тóска".

2. Роландо Вильясон (Emilio Rolando Villazón) , чаще именуемый в мире как Виллазон , мексиканский оперный певец с австрийскими корнями, 1972 года рождения.
Здесь будет его ария Неморино "Одна слезинка украдкой" (Una furtiva lagrima ) из оперы Гаэтано Доницетти "Эликсир любви".

3. Робе́рто Ала́нья (Roberto Alagna) — французский певец итальянского происхождения 1963 года рождения. Красивый тембр теноровских голосов, увы, не всегда бывает долгим. Многие ещё до стандартного пенсионного возраста переходят с оперных площадок к концертной деятельности. Вот и Аланья, ещё работая в спектаклях, всё больше тяготеет к концертным выступлениям.
Здесь я представляю вам его исполнением известной испанской песни "Piensa en Mí" .

4. Хуа́н Дие́го Фло́рес (Juan Diego Flórez Salom) , 1973 года рождения — перуанский лирический тенор, считающийся лучшим исполнителем опер бельканто - Дж.Россини, Г.Доницетти.
Здесь прозвучит каватина графа Альмавивы "Ecco, ridente in cielo" из оперы Джоакинно Россини "Севильский цирюльник".

Ну и отмечу ещё тройку исполнителей, регулярно выступающих на мировых площадках. Это: Хосе Кура , аргентинский тенор; Пётр Бечала из Польши; а из более молодого поколения - лирический тенор из России Дмитрий Корчак , 1979 года рождения.
В его исполнении и прозвучит тут ария Надира из оперы Жоржа Бизе "Искатели жемчуга".

запись взята у латвийского русофоба - пердячего ёжика, поэтому не даю прямую ссылку

В свои сорок с небольшим уже названный "голосом столетия", Хосе Кура покорил сцены Ковент Гарден, Сиднейской Метрополитен, Ла Скала, Вены, Зальцбурга. Кура славится виртуозным исполнением партий в операх Верди, Пуччини и французских композиторов. Он считается одним из лучших исполнителей направления "веризм". Все, что он делает, заставляет даже каменное сердце таять.

Мировую славу аргентинскому певцу принесли сильные и оригинальные интерпретации оперных персонажей. В восторг привели критиков всех континентов трактовка партий Отелло ("Отелло", Верди) и Самсона ("Самсон и Далила", Сен-Санс). Кура стал первым в мире артистом, одновременно поющим и дирижирующим оркестром на концертах. В этом необычном качестве Кура вошел в историю оперы в феврале 2003 года, когда во время представления в Гамбургской Опере сначала дирижировал "Сельской честью" Масканьи, а затем вышел на сцену в образе Канио в "Паяцах" Леонкавалло. Неотразимый актер и харизматичный исполнитель, Кура принимает участие во множестве оперных телеспектаклей и концертных программ на сценах всего мира.

Знаменитый аргентинский певец, композитор и дирижер - главный секс-символ современной оперы. В юности он занимался бодибилдингом, получил черный пояс по кунг-фу и теперь не упускает случая продемонстрировать свое великолепное сложение и спортивные навыки в ролях Самсона, Хозе, Отелло, Манрико и прочих воинственных героев. Критики называют его самым привлекательным исполнителем поколения, а меломаны отмечают баритональный тембр его тенора. Недаром он с успехом заменил Паваротти в роли Радамеса в "Аиде". Кура во многом продолжает традиции мужского бельканто, а вехи его карьеры заставляют невольно вспоминать великие голоса прошлого. Так, в 1999 году Кура стал вторым тенором в истории театра "Метрополитен", который дебютировал на его сцене в день открытия сезона. Его предшественником в 1902 году стал Энрико Карузо.

Для любителей музыки - редкое удовольствие встретиться с певцом, отличительный голос которого навсегда отпечатывается в памяти. Художник, талант которого, видение и целостность выделяют его даже на фоне блистательных партнеров. Артист, присутствие которого на сцене вдыхает новую жизнь в истертые временем роли. Дирижер, который как певец и актер не представляет музыку без полного драматического значения. Человек, со страстью которого конкурируют только его знания и чувство человечности. Таков Хосе Кура.

Родившийся в аргентинском городке Розарио 5 декабря 1962 года, Хосе Кура очень скоро доказал свою одаренность. В 12 он играл на гитаре под руководством Хуана ди Лоренцо, в 15 дебютировал как дирижер хора, а в 16 начал изучать композицию и осваивать фортепиано. Решив связать свою жизнь с оперой, Кура в 1991 году отправляется в Италию, где занимается с Витторио Терранова, и уже через два года дебютирует на европейской сцене в главной роли. На фоне роста международной известности и шумного интереса критики 34-летний Кура дебютирует в Туринском Teatro Regio в вердиевском "Отелло", которым дирижирует Клаудио Аббадо. Смелая, блестящая трактовка партии вызвала бурю восторга в оперном мире: Лондон, Вашингтон, Мадрид, Триест, Мюнхен, Буэнос-Айрес, Ницца, Париж, Вена, Цюрих, Варшава, Токио, Флоренция - все хотят услышать лучшего Отелло за последнюю четверть века.

Голос Куры обладает страстным напором, который так характерен для таких теноров как Паваротти, Бергонци и Тальявини, а богатые голосовые оттенки напоминают легендарного Карузо. Кура не уступает Мартинелли в легкости звучания высоких нот, а звонкостью - Лаури-Вольпи. Ожесточенный, полный силы и одновременно способный быть таким мягким, как если бы он звучал для ребенка, его голос отражает все нюансы и оттенки музыки. Самой важной отличительной чертой пения Куры является огромный эмоциональный заряд. Его пение - уникальный человеческий феномен, средство общения, возможность сопереживания и сочувствия. Он вышел за рамки оперного пения, донося до слушателя всю полноту душевных переживаний. Ему по праву присвоен титул "тенора XXI века".

Этот человек всесторонне одарен! На компакт-диске с его аргентинскими песнями "Anhelo" значится, что он не только написал аранжировку и дирижировал во время записи всей пластинки, но также переложил на музыку два стихотворения Пабло Неруды. Он сменил великого Иегуди Менухина на посту приглашенного дирижера Варшавского симфонического оркестра, управляет собственной звукозаписывающей фирмой и готовит два альбома собственных фотографий.

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ХОСЕ КУРА

В 1970 первый учитель музыки Кура отправил его домой с запиской следующего содержания: "Маленький Хосе не очень интересуется музыкой, так что может быть, вы найдете ему другое хобби?". В 1978 Кура дебютировал как дирижер.

В 1984 Кура выиграл грант на обучение певческой технике в Teatro Colon в Буэнос-Айресе, но спустя шесть месяцев покинул труппу с характеристикой "недостаточно одарен". В 1998 авторитетный журнал "Opera Now" написал: "Певец, композитор и дирижер, Хосе Кура - один из наиболее одаренных артистов своего поколения".
В 1999 Хосе Кура поет Радамеса в "Аиде". Этот представленный в Вероне спектакль стал первой оперой, транслировавшейся в сети Интернет.
В 2000 Кура поет Альфредо в "Травиате". Оглушительная постановка в аутентичных декорациях Парижа транслируется в прямом эфире на весь мир.
В 2002 Кура поет на четырех открытых площадках: Далхалла, Швеция; Лодзь, Польша; Херод Аттикус, Греция; и Гайд-Парк, Лондон, где собралась аудитория в 40 тысяч человек
В 2003 Кура срывает бурю аплодисментов в партии пророка Иоанна в редко исполняемой опере Массне "Иродиада" и возвращается на дирижерский подиум, выступая с Варшавским симфоническим и Болгарским филармоническим оркестрами.
2004 год начался долго ожидавшимся турне по США, имевшим ошеломляющий успех. Кура планирует симфонические концерты в Праге и Будапеште с Венгерским симфоническим оркестром.

Календарь на текущий год впечатляет: Кура уже спел в "Андреа Шенье" в Вене, собирается выступить в "Самсоне и Далиле" в Лондоне, "Отелло" в Гамбурге, "Кармен" в Варшаве и "Стиффелио" в Вене и Цюрихе. Кроме того, запланирован дебют, певца в роли Дика Джонсона в опере Пуччини "Девушка с Запада".

Звезда международного масштаба - Хосе Кура отмечен многими призами и наградами: первый приз и приз публики на международном соревновании певцов Operalia, 1994; премия итальянской критики Abbiati Award, 1997; премия Orphee d"Or, 1998; звание "Лучший актер года", Барселона, 2001; Sochacka Foundation Award, Польша, 2002; Sirmione Catullus Prize отметил его как одного из величайших оперных исполнителей в 2003 году.

Официальный веб-сайт исполнителя.

Направляясь к мадам субботним утром, я думала о Кирби и ее тайнах. Может, «тайна» – не совсем подходящее слово, но она явно не любила посвящать по сторонних в детали своей личной жизни.

Впрочем, это ведь не мое дело, правда? Если я сама из тех, кто готов выложить первому встречному свою биографию, это еще не значит… Хотя и тут я не совсем права. Я ведь не рассказывала Кирби о том, что мой жених повел себя как полный козел, или о том, как боюсь, что он окажется копией своей пассивно-агрессивной мамаши, и даже о том, что внезапный прилив смелости, заставивший меня развернуться и хлопнуть дверью, по-видимому, иссяк.

Оно и понятно – нужно быть законченной психопаткой, чтобы говорить о таких вещах со своим боссом.

Так или иначе, меня все же интересовали загадочные мероприятия по средам. Может, Кирби все-таки занималась балетом? Представив себе грозную и беспощадную начальницу в пачке, я хихикала на протяжении всего оставшегося пути.

Мадам, как обычно, встречала меня у порога. Она едва не сорвала с моих плеч шаль, спеша втолкнуть в маленькую комнату, где стоял рояль.

– Брианна, дорогая, это просто восхитительно! Сама знаменитая и неотразимая Рената Алессандро будет сегодня твоим зрителем.

«Восхитительно» – не самое подходящее слово в данной ситуации, на мой взгляд. Перепуганная, я искала глазами Ренату, которая в тот самый миг неуклюже поднимала из-за рояля все свои триста фунтов веса.

Она пренебрежительно посмотрела на меня:

– Так это и есть ваша ученица? Самая лучшая в этом сезоне? Теперь я понимаю причину вашего расстройства, Габриэлла.

Крепко сжимаю губы, чтобы удержаться и не ответить грубостью. (Странно – раньше это не было для меня проблемой. Может, я постепенно учусь не быть всегда и со всеми милой? Может, это возвращение Супер-Бри, хлопаю щей дверьми? Так держать!)

В комнату впорхнула мадам:

– Нет, нет, я никогда не расстраивалась из-за моей милой Бри. Она моя звездочка, настоящий соловей, и всего через несколько недель на прослушивании все об этом узнают.

Рената фыркнула, окинув меня взглядом с ног до головы:

– Если хотите знать мое мнение, она больше смахивает на тощего воробушка. Какой может быть резонанс при столь костлявом теле?

Именно это больше всего меня беспокоило, так что ее комментарий попал прямо в яблочко. Оперным певцам избыточный вес необходим для усиления звука и большей выносливости. Я не выдержала бы и двух часов соревнования с трехсотфунтовой дивой. Потому и старалась набрать лишние тридцать фунтов перед прослушиванием. К несчастью, от многочисленных стрессов (включая предстоящую свадьбу) я не только ничего не набрала, но еще и умудрилась немного сбросить.

Почему под рукой никогда не оказывается приличного куска шоколадного торта, когда он нужен?

– Да, ей не помешало бы прибавить в весе, но поет она сказочно. Дорогая, ты пока распевайся, а мы с Ренатой пойдем выпьем чаю. А потом послушаем твое блестящее выступление. Рената обещала высказать свое мнение. Это очень любезно с ее стороны, правда?

– Да, конечно, – пробурчала я, выдавливая улыбку.

Честно говоря, мне бы меньше всего хотелось, чтобы именно сейчас мадам демонстрировала меня своей лучшей ученице. Единственной, кто был принят в «Метрополитен-опера» с первой попытки. Единственной ученице, которой позволено обращаться к мадам по имени.

«Единственной, сравнимой по размеру с маленьким государством», – бурчал мой обидчивый внутренний голос.

«Да, и эта маленькая страна сотрет тебя с лица земли своим пением, так что прекрати дуться и послушай, что она посоветует. Если тебе повезет, Ренату охватит такое сильное желание показать свое превосходство, что ее советы действительно могут оказаться полезными».


Воздух еще продолжал вибрировать от завершающих нот исполненного мной отрывка, я медленно открыла глаза и улыбнулась. Я знала, что «вышибла Пуччини с поля», как сказал бы Джейми.

«Почему я думаю о Джейми?»

Скрестила руки и ждала, стараясь казаться кроткой и готовой принять любой совет с благодарностью. Это, правда, было нелегкой задачей, ведь я всегда знаю, хорошо или плохо спела, а на сей раз мое пение было поистине превосходным.

«На прослушивании я произведу фурор!»

– Ты провалишься на прослушивании, – провозгласила Рената.

Мое лицо вытянулось.

– Что… что вы сказали?

Я заметила, что мадам раскрыла рот от удивления, и немного успокоилась.

Рената подняла с дивана свою тушу и покачала головой:

– Ты ужасно пела. Если это лучшее, что ты можешь… А до прослушивания так мало времени… Значит, надеяться не на что.

Я не верила своим ушам. Ей что, медведь на ухо наступил? Или мне? Как я могла так ошибаться относительно своих способностей?

– Но, Рената, я безупречно отработала эти отрывки. Я никогда не пела Пуччини лучше, чем сегодня. Что ты… как ты можешь…

Она фыркнула:

– Если это лучшее, что ты можешь продемонстрировать, то немедленно прекрати петь вообще. Поверь – я говорю это для твоего же блага. Ты никогда не поднимешься выше хористки второго состава в захолустном театре. У тебя визгливый голос, к тому же поешь ты довольно невыразительно. – Каждое слово, пронзая стрелой мое сердце, оставляло на своем пути очередную разрушенную мечту.

Рената горделиво подняла голову и посмотрела на меня с гаденькой ехидной улыбочкой:

– У тебя нет шансов. Лучше откажись сразу.

Мадам наконец обрела дар речи, да еще какой!

– Ты… ты… тупица! Как ты можешь так говорить о моей дорогой Брианне? Ее пение было прекрасно. Она пела Пуччини с таким чувством, что могла бы и статую растрогать до слез. Ты, конечно, кое-чего добилась в жизни, Рената, но в душе так и осталась унылой, завистливой девочкой, которую я долго учила. – Она вскочила и бросилась обнимать меня: – Не обращай на нее внимания, дорогая. Я надеялась, что успех излечит ее от неуверенности в себе, но, похоже, ошиблась. Уходи, Рената, и молись, чтобы твоя злобная тирада не поколебала боевой дух моей новой любимой ученицы.

Рената прищурилась, окидывая гневным взглядом меня и мадам, и выскочила из комнаты, но в дверях обернулась:

– Отлично, я уйду, но знайте: если моя честная оценка способна разрушить малую толику уверенности, которая у нее, возможно, есть, значит, ей не место в первых рядах. В нашей профессии выживают лишь сильные; а если воробушек думал иначе, то мне очень жаль его.

Я наконец тоже обрела дар речи.

– Если вы считаете, что быть злобной… ведьмой… это единственный способ доказать свою силу, то мне очень жаль вас.

Рената раскрыла было рот для ответа, но ее лицо вдруг приняло странное, почти печальное выражение. Она лишь издала раздраженное сопение и удалилась, хлопнув дверью.

Я выдохнула, и меня охватила дрожь – замедленная реакция на произошедшее. Я только что оскорбила человека, который вполне может влиять на мою будущую карьеру в течение многих лет. Выступила против женщины, известной своей склонностью к интригам и сплетням.

«Я знала, каковы ставки, и не отступила. Хорошо бы не забыть об этом в следующий раз, когда придется обедать с Лайлом и Элинор». Пару минут я гордилась собой. Затем начала бояться, что Рената права.