Какая страна находится на месте ниневии. Ниневия (древний город на территории современного Ирака). Ниневия столица Ассирии

Некогда величественный сегодня - это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц - десятки и десятки тысяч.

Древняя Ниневия, история происхождения

Кто построил Ниневию — вот вопрос, который и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии. Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.

Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул. Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах - Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.

Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение. Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни - государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.

Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар - богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.

Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев. Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.

Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 - около 635 г. до н. э.) — Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.


Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии. В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «…город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня»» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…» (Наум. 3:3)

В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается…» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии - последней столицы Ассирийского царства.

В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.

Ниневия, город, занесенный песком

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 - не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.


В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.). Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний - пятый - представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э. Самый верхний - эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод. Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов - стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой - она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них. Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои - 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников - представителей различных народов.


Вокруг дворца Синаххериба - парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще - ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров. Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.




Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу - книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные - «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

«В нескольких десятках километров от Багдада сегодня можно наблюдать останки от великого города Ниневии - последней столицы мощной Ассирийской державы. Некогда этот город был обычной провинцией, пока к власти не пришёл Синаххериб (705–680 гг. до н. э.). Как известно из древних источников, новый царь выстроил невероятно роскошный город, который защитил двенадцатикилометровой стеной с более чем 12 воротами. Город был таким большим, что в нём умещались пастбища для скота, дворцы и храмы. Но, несмотря на свою красоту, простор и величие, городу не суждено было сохраниться до наших дней. Однако, Ниневия оставила свой след не только на страницах учебников и энциклопедий, но и в Библии. Учёные находят множество различных преданий, связанных с этим городом.»

История появления Ниневии

История создания «логовища львов» довольна необычна. Так как Ниневия упоминается не только в исторических источниках, но и в Библии , то она имеет два различных варианта происхождения. Согласно первому, библейскому варианту, город построил некий Ассур - сын Сима. Сегодня же ассур стало именем нарицательным, которое обозначает еврейский народ в целом. По преданию, у города была недолгая жизнь, потому что Бог решил разрушить его, а оповестить об этом он отправил Иона. Ион попал в Ниневию только со второго приказа Господа, так как пророк не хотел выполнять это указание. Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н. э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе . Ниневия была очень богата внутри и хорошо защищена снаружи. Её улицы были ровными, гладкими и просторными. Самой широкой улицей в 26 метров считалась Царская, она была залита асфальтом, по её обеим сторонам стояли статуи. Дворец царя был украшен плитами, на которых изображались войны, крепости, рабы, возводящие дворцы и храмы.

Само слово «Ниневия » происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться ».

Территориально Ниневия была расположена очень удачно: она находилась в восточной части реки Тигр . В древние времена он занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. город являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, но в 612 г. она была разрушена до основания.

История поселений в Ниневии

На сегодняшний день историкам мало известно о поселениях на просторах Ниневии, особенно это касается времён эллинов и персов. Однако до наших дней сохранились записи некоторых современников Эллады . Опираясь на данные древнегреческого историка Кнесия , можно сделать вывод, что в V–IV вв. до н. э. на месте города находились руины, а все жители переместились в неизвестном направлении. То же самое подтверждает и Ксенофонт, афинский историк и писатель. Однако Кнесий и Ксенофонт ошибочно полагали, что те развалины, которые они видели, относятся к Мидийскому государству . Они понимали, что это останки некой мощной державы, но какой именно, они так и не смогли точно установить, ведь что за государство их окружало, было неясно. В дальнейших сообщениях древнегреческих писателей было сказано о том, что все же были найдены некоторые следы восстановления города, и что поселение на месте разрушенной Ниневии возникало, но оно стало обычным центром Ассирии. Страбон в своих трудах указывает на то, что этот центр был назван Нином , сокращением от полного названия города.

Ближе к парфянской эпохе источники говорят о том, что в городе проживает исключительно греко-парфянское население, говорившее на арамейском языке. От этой эпохи до нас не дошло никаких важных археологических находок кроме нескольких монет и надписей на греческом языке.

Эпоха войн римлян с персами оказывается закатом поселений на территории Ниневии. В VII в. город полностью захватывает арабское войско, и спустя один век могущественная столица Древнего Востока становится центром мусульманского паломничества. Начиная со II столетия, около Ниневии концентрируется христианское население, и в VI веке начинается постройка большой церкви. Этой церковью управляла епархия Ниневии, пропагандируя движение иночества.

Библия и Ниневия

В библии с Ниневией было связано несколько удивительных фактов, описанных многими пророками. Самый известный пророк ветхого времени - Иона - в своей книге рассказал человечеству о четырёх невероятных событиях о Ниневии.

В Ниневии проживало 120 000 человек

Современники пророка Иона говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе, однако, археологические раскопки подтвердили тот факт, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде , неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

Три дня на Ниневию

Иона пишет о том, что весь город можно обойти всего за три дня. Городов, которые можно обойти за 72 часа, в древности не было. Но нужно обратить внимание на то, что Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности - речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин . Поэтому ряд исследователей Древнего Востока считают, что слова Ионы - непустой звук. Значение Ионы в самой Ниневии было велико, также его величие и авторитет подтвердили и ряд советских исследователей, и зарубежные историки.

Чрево кита

В своей книге Иона писал о том, что он угодил в живот кита и жил там 3 дня. Стоит обратить внимание на то, что Иисус говорил о действительности этого происшествия. Но некоторые богословы не принимают всерьёз данную историю, в то время как её не отвергают учёные-атеисты.

Исследователи доказывают, что эта история имеет место быть, так как бывают такие киты, во чреве которого можно спокойно жить некоторое время. Желудок, в котором побывал Иона , имеет четыре отделения, помещающих в себя сразу несколько человек. Эти киты могут дышать исключительно воздухом, поэтому природа их снабдила специальной камерой, в которой имеется некоторый запас кислорода. Перед тем как проглотить попавший к киту предмет, животное бросает его в кислородную камеру, и, если этот предмет оказывается непосильной ношей, кит подплывает к берегу его выкидывает на сушу. Объём воздушного пространства в кислородном пузыре кита составляет около 20 м3. Проглотить человека таким большим млекопитающим не составляет и труда, так что есть все основания верить этой истории.

Покаяние Ниневии

Иона в своей книге повествует о том, что жители Ниневии склонились перед Богом . Считается, что это самая неправдоподобная история из всех четырёх. Хотя на сегодняшний день книгу Иона все считают правдивой, раньше её достоверность доказать было сложно. Подняв кое-какие документы, учёные нашли некоторые выдержки-описания происходящего, из которых следует, что жители всё-таки приняли Господа Бога . Из более весомых доказательств историки считают введение реформ, которые привели к монотеизму и как следствие, к снижению греховных поступков.

Сегодня все эти библейские факты из книги Иона подтверждены историей. Сам Иона также был признан исторической наукой. В Ассирии именем Ионы были названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Ниневия - город грехов и крови, остаётся одним из загадочных и старейших. О нём известно не так много, но историки каждый год находят в руинах Ниневии частички её истории. Самая большая ниневийская находка - это библиотека Ашшурбанапала . Конечно, в свете последних событий на сирийской земле ещё труднее найти и сохранить останки истории, но все же учёные стараются сберечь самобытность этого города, для того чтобы следующим поколениям было легче отыскать и положить в копилку знаний крупицы самой загадочной земли Древнего Востока.

36.367222 , 43.115278
Древний город

Ниневия
Nineveh

Страна
Разрушен
Координаты

История

Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV-XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни . Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII-VII в. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала . В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра ; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.

Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека , в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян . В Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния 790-760 до н. э., и впоследствии разрушена в соответствии с пророчеством Наума.

Городская крепость

Город представлял собой огромную крепость общей площадью 730 гектаров, с периметром стен 12 км и высотой более чем 20 метров. у крепости была продуманная система передовых укреплений на ближайших подступах к столице.

Раскопки

Недавно воссозданные ворота Ниневии

Руины Ниневии первым исследовал в 1847 г. британец Остин Генри Лэйард . Во время археологических раскопок, продолжавшихся вплоть до 1930-х гг., были открыты культурные слои, начиная с 5-го тыс. до н. э. (полихромная керамика конца 5-4-го тыс.; скульптурная бронзовая голова - предполагаемое изображение Саргона Древнего Аккадского (2-я половина 3-го тыс., Иракский музей, Багдад); надписи).

Во время раскопок дворцов ассирийских правителей Сеннахириба и Ашшурбанипала найдены многочисленные рельефы с изображениями (ныне хранящиеся в Британском музее , в Лондоне). Во дворце Сеннахириба на рельефах были изображены преимущественно военные и строительные сцены, в то время как во дворце Ашшурбанипала - в основном сцены охоты. Также были обнаружены статуи крылатых быков и львов - хранителей врат.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пилсудский, Юзеф
  • Пятидесятница

Смотреть что такое "Ниневия" в других словарях:

    Ниневия - древний город Ассирии (современные холмы Куюнджик и Тель Неби Юнус, Ирак). С середины 5 го тыс. до н.э.Ч поселение. В конце 8 7 вв.Ч столица государства Ассирия. В 7 в. в Ниневии была создана царская библиотека хранилище (археологами найдено… … Исторический словарь

    Ниневия - (η Νι̃νος). Столица Ассирийского царства, на р. Тигр, основанная Нином. Около 600 г. до Р.Х. Ниневия была взята и разрушена индийским царем Циаксаром. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… … Энциклопедия мифологии

    НИНЕВИЯ - древний город Ассирии (современные холмы Куюнджик и Тель Неби Юнус, Ирак). С сер. 5 го тыс. до н. э. поселение. В кон. 8 7 вв. столица Ассирии. В 7 в. в Ниневии создана царская библиотека хранилище (св. 30 тыс. клинописных табличек). В 612 до н.… … Большой Энциклопедический словарь

    Ниневия - (ассир. Нинуа). I: 1) главный город и столица Ассирии (см. Ассирия). Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма Куюнджик и Неби Юнус (последний назван в честь пр.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Ниневия - древний город в Ираке (современные холмы Куюнджик и Наби Юнус на окраине г. Мосул). В VIII VII вв. до н. э. столица Ассирии. Ассирийский город простирался вдоль берега Тигра на 4 км, имел строгую планировку с главной улицей дорогой… … Художественная энциклопедия

    Ниневия - (Ninua, от nawah = селиться) столица ассирийского царства,вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до Р. Хр., опередив древний г.Ассур. Древнейшее упоминание ее в надписях Иудеи; самая древняянадпись, найденная здесь царя Дунги, составленная по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ниневия - (Nineveh), древн. город на р. Тигр. Избран в кач ве столицы царем Ассирии Синахерибом (правил 704 681 до н.э.), развернувшим здесь крупное стр во. Разрушен мидянами в 612 г. до н.э. и уже не вернул себе прежней славы. Археол. раскопки вскрыли… … Всемирная история

    Ниневия - (жилище или город Нина) (Быт.10:11). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библ. времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ниневия - Нинве Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула. У классиков этот город известен под именем Нинос или … Словарь библейских имен

    Ниневия - Один из древнейших городов Ассирии, имевший особенно важное значение в период царствования Синаххериба.В Библии говорится, что Ниневия была основана Ассуром. История Ниневии восходит к середине V тысячелетия до н.э. Около 2300 г. до н.э. в городе … Подробный словарь библейских имен

Книги

  • Хроники Ассирии. Син-аххе-риб. Книга 1. Тиль-Гаримму, Книга 2. Ниневия , Корбут Андрей Евгеньевич. Книжный клуб "Книговек" представляет вашему вниманию новую серию захватывающих исторических романов" Хроники Ассирии" . Ее автор - Андрей Евгеньевич Корбут - любезно согласился пообщаться с…

Ниневия - столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до н. э., опередив город Аш-шур. Первое упоминание о ней - в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь, - царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия скоро достигла вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древние времена часто служила резиденцией ассирийских царей.

Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.

Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 - ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.

В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.

У пророка Ионы Ниневия называется "имеющей три дня пути"; это и понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные города Калах и Хорса-бад (Дур-Саргон) считались за одно целое. Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной. Пророчество о гибели Ниневии было дано Ионе в 862 г. до н. э. Примечательная история, случившаяся с пророком, стала притчей во языцех.

Иона жил после пророка Елисея и рано почувствовал в себе пророческий дар. Однажды Господь (с которым он телепатически общался) повелел ему идти в столицу ассирийского царства и возвестить жителям Ниневии, что Господь погубит их, если они не покаются.

Тут Иона проявляет неожиданную для пророка строптивость - он отказывается идти в город. С одной стороны, это было, в общем-то, небезопасно, с другой же, Иона ненавидел Ассирию - страну, которая уничтожила десять колен Израильских. Он хочет, чтобы город был наказан, хотя Бог и предоставил Ниневии возможность раскаяться. Пророк сел на корабль, отправлявшийся в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Иона же потихоньку удалился в трюм и улегся там спать. Однако жребий упорно показывал именно на него. Моряки отыскали Иону и потребовали объяснений. Иона признался в своем грехе и сказал: "Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет".

И действительно, когда его бросили в море, буря утихла. В тот же самый миг пророка, "по изволению Божию", проглотила огромная рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. "Здесь Господь явил особенную свою Славу, поскольку сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал".

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: "Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!" Тут происходит чудо, мало уступающее предыдущему: к словам Ионы прислушиваются. Сам царь "встал с престола своего, и снял с себя облачение свое, и покрылся врети-щем, и сел на пепел", повелев, чтобы "отвратился каждый от злого пути и от насилия рук своих". Происходит подлинное преображение народа. Жители поверили его словам. Они вместе с царем наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И когда "Бог увидел дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Однако Иона возроптал на такое милосердие Божие. Возможно, он решил, что это подорвет его авторитет, как пророка - раз через сорок дней его пророчество не исполнилось, то теперь грош ему цена. "…И просил себе смерти у Бога".

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткой, которую Иона соорудил себе в пригороде, в одну ночь выросло большое растение, которое защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: "Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

Жители Ниневии не обратились в иудейскую веру, но сила раскаяния, проявленная ассирийцами, настолько впечатлила еврейских мудрецов, что они выбрали эту короткую книгу для чтения в синагоге в день Йом-Кипур, день раскаяния.

Однако последующие поколения ниневийцев все же не взялись за ум и были за то крепко наказаны. В 713 г. до н. э. пророки Наум и Исайя, а в 630 г. Сафония, предсказывают Ниневии гибель. В пророческом видении они видят город, превращенный в пустыню. С 608 г. до н. э. Ниневию в течение двух лет осаждали мидииские и персидские войска в союзе с Набополассаром. В 606 г. мидяне штурмом завладели городом и превратили его в груду развалин.

С этих пор этот город был забыт. Когда Ксенофонт проходил мимо его развалин, он не знал, что это за город; имя Ниневии не упоминается и во времена римлян, основавших здесь военную колонию.

Ниневия - столица Ассирии в VIII-VII столетии до н. э. - была расположена на территории современного Ирака, на левом берегу реки Тигр.
Согласно преданию, название Ниневии, происходит от имени первого царя Ассирии Нина, которого древние греки считали сыном титана Кроноса, братом Зевса. Нину приписывали изобретение искусства ведения войн. Его власть распространялась над всей Азией. Женой Нина была знаменитая царица Семирамида.
Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, обнаруженная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия в скором времени смогла достичь вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древности часто служила резиденцией ассирийских царей.
Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км, а главная улица имела ширину в 26 м. Столица Ассирии отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую было категорически запрещено.
Столицу Ассирии - город Ниневия - населяло 170 тыс. человек! Его окружность доходила до 150 км. В черте поселения располагались не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царскую улицу, залитую асфальтом, украшали искусные статуи.

Упоминания о Ниневии в Библии
В течении долгого времени у ученых не было других источников упоминания о Ниневии, кроме Библии, потому само существование этого города подвергалось сомнению. Согласно легенде Бог велел пророку Ионе отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, посчитав, что жители ему не поверят.
Понуждаемый Богом, он все же прибыл под городские стены, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море поднялась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на судно. Понял Иона, что это он навлек гнев Господа и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке кита, после чего взмолился Создателю, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог.
Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. Страшно стало Ионе, потому что понял он, что не уйти ему от предначертанного Богом. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Господа, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Создателю: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидав их раскаяние, Господь простил жителей Ниневии и не разрушил город.

Археологические исследования развалин Ниневии
Только в XIX столетии результаты археологических раскопок полностью подтвердили подлинность библейского рассказа. Это событие относят примерно к 785 г. до н. э. Через несколько лет после проповеди Ионы в Ассирии была предпринята попытка религиозной реформы, которая должна была привести к установлению монотеистического культа. Об этой реформе сохранилось мало сведений, известно только, что она так и не была завершена. Но сам факт попытки от многобожия перейти к вере в единого Бога указывает на влияние монотеистов, которыми в то время были иудеи.

Активные археологические исследования развалин Ниневии производились в 40-х годах XIX столетия - 30-х годах XX века.
Экспедиция под руководством французкого исследователя П.Э.Бота в 1840 г. работала в Хорсабаде, древнем ассирийском городе, расположенном в 50 км к северу от Мосула (Ирак), и обнаружила развалины древних стен. Ученые установили, что это останки дворца одного из ассирийских царей, Саргона II (правил в 722-705 гг. до н. э.). Огромное сооружение, состоявшее из комплекса зданий, было возведено в 709 г. до н. э. после победы, которую одержал Саргоном над Вавилонией. На развалинах царского дворца обнаружили множество статуй богов и древних царей, а также скульптурное изображение самого царя Саргона.
Благодаря раскопкам в Хорсабаде получили реальные доказательства существования великой державы и царя Саргона, о которых раньше можно было узнать лишь из Библии. Вот что написано в книге пророка Исайи: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Благодаря полученным данным исследователями было установлено, что именно Саргон уничтожил царство Северного Израиля и увел в плен 10 колен Израиля.
Другим исследователем, который продолжил раскопки Ниневии, стал О.Г.Лэйярд. 1845 год — он начал раскопки на холме Нимруд, где нашел развалины огромных дворцов, статуй царей, богов и фантастических существ, а также высеченные в камне рельефы со сценами войны и повседневной жизни древних ассирийцев.

Раскопки царского дворца
1849 год — Лэйярд начал раскопки Куюнджикского холма. Спустя несколько дней на глубине 20 м. были найдены развалины дворца ассирийского царя Синахериба, правившего в 705-681 гг. до н. э. Этот царь упоминается в Библии в связи с предпринятым им походом на Иудею, который окончился для царя Ассирии крайне неудачно. Его войска заболели неизвестной болезнью, от которой каждый день умирало множество воинов, и в скором времени были разгромлены израильтянами.
Подтверждения библейского рассказа о походе Синахериба на Иудею есть в хрониках тех времен, которые неоднократно указывают на огромное количество воинов, умерших в ходе разразившейся эпидемии. Возможно, это была тропическая лихорадка.

Раскопки царского дворца и многочисленные находки дали возможность воссоздать образ царя Синахериба, одно имя которого нагоняло страх на жителей соседних государств. Царь Ассирии был образованным человеком: разбирался во многих науках и искусствах, проявлял большой интерес к спорту и технике. Но Синахериб нередко впадал в бешенство, теряя над собой контроль и проявляя чудовищную жестокость. Так, в 689 г. до н. э., захватив Вавилон, который осмелился поднять восстание, он почти полностью истребил население взбунтовавшегося города, разрушил храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню, а после затопил то, что осталось от города.
Желая абсолютно уничтожить саму память о мятежном городе, царь повелел развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.
Но деспотический нрав царя стал причиной его насильственной смерти от рук собственных сыновей. Из хроник стало известно, что царь, желая сделать приятное своей фаворитке Накии, назначил наследником престола своего младшего сына Асаргаддона, проигнорировав права старших, которые и убили царя. И все-же трон перешел к их младшему брату, а отцеубийцам довелось сбежать из страны.
Вот как говорится о конце Синахериба в Библии: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». Аналогичная запись имеется в ассирийской хронике: «20 Тевера (января) Синахериб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Ниневия столица Ассирии
Именно в период правления Синахериба Ниневия становится столицей Ассирии. До этого царскими резиденциями были Ашшур и Кальха. Меньше чем за сто лет из обычной провинции она превратилась в город контрастов, в котором роскошь соседствовала с крайней нищетой. В Ниневии, как и во многих других древних государствах, процветали оргиастические культы жестоких богов, которым приносили человеческие жертвы.
Даже веселье ассирийских правителей нередко переходило в череду казней. Есть предание, что царь Ассирии Сарданапал (Ашшурбанипал) (669 год - около 633 года до н. э.), которому наскучили роскошь, разврат и кровопролитие, обещал отдать половину своей державы тому, кто сможет выдумать для него новое развлечение.
Как установили археологи, город состоял из двух частей, которые условно можно назвать большой и малой Ниневией. Большая Ниневия представляла из себя территорию, на которой находились поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории были расположены царские дворцы.
Ниневея была осаждена в 612 г. объединившимися войсками Вавилонии и Мидии. Его жители дали достойный отпор, но силы были неравны. Кроме этого, нападающие пошли на хитрость: они разрушили плотину, в результате чего Тигр вышел из берегов и размыть часть крепостных стен. Некогда великая столица была разграблена завоевателями, после чего ее сровняли с землей.
Только в середине XIX столетия Ниневия снова возвратилась из небытия благодаря усилиям археологов. При раскопках обнаружили множество глиняных табличек с клинописными текстами - библиотеку Ашшурбанипала, благодаря чему удалось подтвердить факт существования великой державы.
Л. Антонова