Для чего был построен тадж махал. Сад «Лунный свет». Парк, архитектура, интерьеры

Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.

Этот грандиозный мавзолей называют памятником бессмертной любви, и на протяжении многих веков всех волнует его романтическая история создания. Тадж-Махал, признанный одним из семи новых чудес света, с 1983 года находится под защитой ЮНЕСКО. Самое знаменитое Индии, не имеющее аналогов во всем мире, характеризует собой целую эпоху правления императора.

Выраженные в камне грусть и нежность заставляют всех путешественников остановиться в восхищении перед величественным шедевром искусства, повествующим об удивительной любви.

История создания

Тадж-Махал - это беломраморный мавзолей, расположенный в городе Агра. Он был возведен по приказу внука правителя страны Шах Джахана, мечтавшего выполнить волю умершей при родах жены.

Их все испытания, в том числе и вечностью. Удивительно, что в исторических хрониках зафиксированы нежные и романтические отношения правителя и его супруги, которую император нежно называл Тадж-Махал, что в переводе означает «гордость дворца». Для мусульман это большая редкость, ведь сильная любовь чаще всего проявляется у них к Богу и родине, но не к женщине.

Древние предания

Красивое предание гласит, что после трагической смерти любимой император не выходил из покоев неделю, а когда подданные увидели своего повелителя, то не узнали его: он постарел на несколько лет и стал седым. Шах Джахан отказался от трона, предавшись сильной скорби по ушедшей навсегда жене.

Правда, есть и не столь романтическая версия, рассказывающая о том, что правителя сверг собственный сын, объясняя свое поведение тем, что грандиозные проекты отца разоряют страну. Но это уже не очень важно для потомков, ведь ценность известного на весь мир памятника от этого не умаляется.

Выполненная клятва

Шах Джахан помнил, как мать его детей попросила однажды возвести красивый дворец. Обезумевший от горя правитель поклялся построить самую роскошную усыпальницу в мире. В память о жене и началось масштабное строительство величественного сооружения.

Так, благодаря официальным записям, сделанным подданными мусульманского короля, нам стала известна официальная история создания. Тадж-Махал считается одной из самых дорогих в мире построек, на которую были потрачены огромные средства.

Остаток жизни, проведенный в темнице

Ходит еще одна легенда о желании императора возвести второе аналогичное сооружение, однако он не успел этого сделать. И все, что ему оставалось после того, как его сверг собственный сын, - до конца своей жизни тоскливо смотреть из маленького окошка темницы на каменное произведение искусства, ставшее усыпальницей ушедшей жены.

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Многолетнее строительство

Больше 12 лет шло поэтапное строительство Тадж-Махала в городе Агра (Индия). Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

Чтобы прокормить рабочих, без устали строивших день и ночь роскошный памятник, им привозили зерно, предназначавшееся для отправки в провинции, и в стране начался страшный голод, который привел к нестабильной финансовой ситуации.

Визуальные эффекты

Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

Гробницы под мавзолеем

В Коране есть строки о том, что покой умершего человека нарушать нельзя. Под главным куполом мавзолея расположена гробница, на самом деле таковой не являющаяся. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.

Шкатулка для драгоценностей

Удивительно красив изнутри объединяющий несколько архитектурных стилей индийский Тадж-Махал. Отделка стен роскошных залов выполнена по итальянским технологиям. Красочные узоры из самоцветов делают мавзолей настоящей сокровищницей, хранящей драгоценности. Камни доставлялись из самых разных уголков страны, и даже в Россию приезжали послы для приобретения ценящегося в стране малахита.

Делящийся на две части дворец

Построенный в соответствии с представлениями ислама о загробной жизни знаменитый мавзолей Тадж-Махал делится на две части. Четыре двора караван-сарая и базарные улицы относятся к земному существованию, а сам мавзолей и райский сад - к потустороннему. Кстати, весь полученный доход от торговли шел на поддержание дворца.

Считается, что арка перед мавзолеем и красивый пруд, проложенный посредине главной дорожки, олицетворяют переход человека в иной мир.

Кто автор шедевра?

Исследователи не могут точно назвать имена архитекторов удивительного шедевра. Точно установлено, что иностранцы не принимали участие в проектировании мавзолея. А некоторые специалисты уверены, что сам правитель выступил в роли главного автора, ведь он славился образованностью и чувством стиля.

Архитектура мавзолея выражает основные принципы эпохи: строгие линии и симметричная планировка делают земное здание подобием райского дворца.

Величественный комплекс

Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен - минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом, в котором отражается совершенный образец искусства. В конце зеленого коридора посетителей встречает роскошный Тадж-Махал.

Цветовое решение

Обращает на себя внимание и цветовое оформление жемчужины Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.

Интересно наблюдать за игрой света, когда солнечные лучи на рассвете или закате окрашивают стены в нежные цвета.

Современные проблемы

Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) - густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

Перед входом всех посетителей тщательно досматривают. Запрещено проносить в мавзолей зажигалки, сигареты, пищу, мобильные телефоны и даже жевательные резинки. Поэтому эти вещи с собой брать не рекомендуется.

По пятницам вход туристам в Тадж-Махал запрещен, так как в находящуюся рядом мечеть в Агре собираются для совершения молитв мусульмане.

Символ бессмертия

Вошедший в список новых чудес света мировой шедевр продолжает будоражить умы особой красотой архитектурных линий и роскошью убранства, а творческих людей и всех влюбленных волнует печальная история создания.

Тадж-Махал ошеломляет с первого взгляда, и каждый посетитель прикасается к вечности, запечатленной в мраморе. Ставшая символом верности и бессмертия древняя достопримечательность останется навсегда в памяти, а сердце сохранит незабываемые впечатления от увиденного.

Это величайший памятник Индии, который был построен во имя любви и необычайной преданности к женщине удивительной красоты. По своему величию, он не имеет аналогов во всем мире и отражает богатый период в истории своего государства, который захватил целую эпоху.

Здание, построенное из белого мрамора стало последним подарком императора Шаха Джахана своей скончавшейся жене Мумтаз Махал. Император приказал найти лучших мастеров, которые построили бы мавзолей, настолько красивый, чтобы ему не нашлось аналогов в мире.

На сегодняшний день Тадж Махал находится в списке семи наиболее величественных монументов во всем мире. Возведенный из белого мрамора, украшенный золотом и полудрагоценными камнями, Тадж Махал стал одним из самых прекраснейших зданий в архитектуре. Его сложно не узнать и он является наиболее часто фотографируемым сооружением в мире.

Тадж Махал стал не только жемчужиной всей мусульманской культуры Индии, но и одним из признанных мировых шедевров. На протяжении многих веков он вдохновлял художников, музыкантов и поэтов, пытавшихся воплотить невидимую магию этого сооружения в картины, музыку и поэмы.

Еще с 17 века люди специально пересекали целые континенты, чтобы просто увидеть и насладиться этим поистине сказочным памятником любви. Даже спустя века, он до сих пор очаровывает посетителей своей архитектурой, рассказывающей о таинственной истории глубокой любви.

Тадж Махал, переводится как "Дворец с куполом", и на сегодняшний день считается наиболее сохранившимся, архитектурно прекрасным мавзолеем в мире. Одни его называют "элегией в мраморе", для других Тадж Махал является вечным символом неувядающей любви.

Индийский поэт Рабинданат Тагор называл его "слезой на щеке вечности", а английский поэт Эдвин Арнольд говорил - "это не произведение архитектуры, как другие здания, а любовные муки императора, воплощенные в живые камни".

Создатель Тадж Махал

Шах Джахан был пятым императором Великих Моголов, и помимо Тадж Махала, он оставил после себя множество прекрасных памятников архитектуры, которые в настоящее время ассоциируются с обликом Индии. Такие как Жемчужная мечеть расположившаяся в Агре, Шахджаханабад (нынче Старый Дели), Диван-и-Хас и Диван-и-Ам, что в цитадели Красный форт (Дели). А так же, считавшийся самым роскошным троном в мире, Павлиний трон Великих Монголов. Но самым известным стал, конечно же, Тадж Махал, который навсегда увековечил его имя.

У Шаха Джахана было несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с юной девушкой Арджуманад Бану Бегам, который на тот момент было всего 14 лет, спустя пять лет состоялась свадьба. Во время церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал имя своей невестке Мумтаз Махал, что в переводе означало "Жемчужина дворца".

Согласно летописям Казвани, "отношения императора с другими женами, были просто формальными, а все внимание, благосклонность, интимность и глубокую превязанность, которые Джахан испытывал к Мумтаз, были в тысячу раз сильнее по отношению к другим своим женам".

Шах Джахан, "Повелитель Мира", был большим покровителем ремесла и торговли, искусства и садов, науки и архитектуры. В оглаве империи он встал в 1628 году после смерти своего отца и по праву заслужил репутацию беспощадного правителя. После ряда успешных военных компаний, император Шах Джахан, значительно увеличил территории Империи Великих Монголов. На пике правления его считали самым могущественным человеком на планете, а богатство и великолепие его двора поражало всех европейских путешественников.

Но его личная жизнь была омрачена в 1631 году, когда во время родов умерла его любимая жена Мумтаз Махал. Как гласит легенда, Джахан пообещал умирающей жене, что он построит самый красивый мавзолей, который не сравнится ни с чем в мире. Так ли это было, или нет, но Шах Джахан воплотил свое богатство и всю свою любовь к Мумтаз в создание обещанного монумента.

Шах Джахан до конца своих дней взирал на свое прекрасное творение, но уже не в роли правителя, а в качестве узника. Он был заключен в тюрьму Красного форта в Агре своим собственным сыном Аурангзебом, который в 1658 году захватил трон. Единственным утешением для бывшего императора была возможность видеть в окно Тадж Махал. А перед смертью, в 1666 году, Шах Джахан попросил исполнить свое последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж Махал, где он в последний раз прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз вышла замуж 10 мая 1612 года после пяти лет помолвки. Эту дату для пары выбрали придворные астрологи, утверждая, что это наиболее благоприятный день для бракосочетания. И они оказались правы, брак оказался счастливым и для Шаха Джахана и для Мумтаз Махал. Еще при жизни все поэты восхваляли необычайную красоту, стройность и безграничное милосердие Мамтаз Махал.

Путешествуя с Шахом Джаханом по всей Империи Великих Моголов, она стала для него надежным спутником жизни. Лишь война могла их разлучить, но в дальнейшем, даже война не могла их разделить. Мумтаз Махал стала опорой и утешением для императора, а также неразлучным спутником мужа до самой своей смерти.

За 19 лет своего замужества Мумтаз родила императору 14 детей, но последние роды стали для роковыми. Мумтаз умирает во время родов, а ее тело временно похоронено в Бурханпуре.

Летописца императорского двора необычайно много внимания обратили переживаниям Шаха Джахана в связи со смертью жены. Император был настолько безутешен, что после смерти Мумтаз, провел целый год в уединении. Когда он пришел в себя, он уже не был похож на старого императора. Его волосы стали седыми, согнулась спина и постарело лицо. Он на протяжении нескольких лет не слушал музыку, перестал носить богато украшенную одежду и украшения, а также использовать парфюмерию.

Шах Джахан умер по происшествию восьми лет с момента захвата сыном Аурангзебом престола. "Мой отец испытывал большую привязанность к моей матери, так пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", сказал Аурангзеб и приказал чтобы отца похоронили рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, по которой Шах Джахан собирался построить точную копию Тадж Махала на другой стороне реки Ямуна, но уже из черного мрамора. Но этим планам не суждено было превратиться в жизнь.

Строительство Тадж Махал

Строительство Тадж Махала началось в декабре 1631 года. Оно было выполнением обещания Шаха Джахана данного Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни, что он построит монумент который бы мог соответствовать ее красоте. Строительство центрального мавзолея завершили в 1648 году, а весь комплекс был закончен в 1653 году, спустя пять лет.

Никто не знает, кому принадлежит планировка Тадж Махала. Раньше в исламском мире сооружение зданий приписывали не архитектору, а заказчику строительства. На основе множества источников можно утверждать, что над проектом трудилась команда архитекторов.

Так же, как и множество других великих памятников, Тадж Махал - это яркое свидетельство чрезмерного богатства его создателя. На протяжении 22 лет, чтобы воплотить фантазию Шаха Джахана, работали 20000 человек. Скульпторы приезжали из Бухары, каллиграфы из Персии и Сирии, инкрустация производилась мастерами из южной Индии, камнетесы прибыли из Белуджистана, а материалы привозили со всей Центральной Азии и Индии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующих зданий:

  • Главный вход (Darwaza)
  • Мавзолей (Rauza)
  • Сады (Bageecha)
  • Мечеть (Masjid)
  • Гостевой дом (Naqqar Khana)

Мавзолей окружают с одной стороны гостевой дом, а с другой мечеть. Здание из белого мрамора окружено четыремя минаретами, которые наклонены во внешнюю сторону, чтобы при разрушении не повредить центральный купол. Комплекс стоит на территории сада с огромным бассейном, в котором отражается копия красоты Тадж Махала.

Сад Тадж Махала

Тадж Махал окружает красивый сад. Для исламского стиля сад это не просто часть комплекса. Последователи Муххамеда проживали на огромных засушливых землях, поэтому этот сад, обнесенный стеной, олицетворял Рай на Земле. Территория сада занимает большую часть комплекса 300х300 м, при всей площади 300х580 м.

Так как в исламе цифра 4 считается святым числом, все строение сада Тадж Махала основано на цифре 4 и его кратных. Центральный водоем и каналы разделяют сад на 4 равные части. В каждой из этих частей находится 16 клумб, которые разделены между собой пешеходными дорожками.

Деревья в саду либо фруктовые, которые обозначают жизнь, либо семейства кипарисовых, которые обозначают смерть. Сам Тадж Махал расположен не в центре сада, а на северном его краю. А в центре сада расположен искусственный водоем, отражающий в своих водах мавзолей.

История Тадж Махала после строительства

Где-то к середине 19 века, Тадж Махал превратился в место для приятного отдыха. Девушки танцевали на террасе, гостевой дом с мечетью сдавались в аренду для свадебных церемоний. Англичане и индусы разграбили полудрагоценные камни, гобелены, богатые ковры и серебренные двери, некогда украшавшие этот мавзолей. Многие отдыхающие брали с собой молоток, для того, чтобы удобнее было извлекать кусочки карнеола и агата из каменных цветов.

Некоторое время вообще казалось, что Тадж Махал может исчезнуть, как и сами монголы. Генерал-губернатор Индии Уильям Бентинк в 1830 году собирался демонтировать монумент, а его мрамор продать. Говорят, что разрушение мавзолея предотвратило только отсутствие покупателей.

Еще больше Тадж Махал пострадал во времена индийского восстания в 1857 году, а в конце 19 века он полностью пришел в упадок. Могилы были осквернены вандалами, а территория полностью заросла без ухода.

Упадок длился многие годы, пока лорд Кензон (генерал-губернатор Индии) не организовал масштабный проект реставрации монумента, который завершился в 1908 году. Здание было полностью отремонтировано, а сад и каналы восстановлены. Все это помогла вернуть Тадж Махалу его былую славу.

Многие ругают англичан за плохое отношение к Тадж Махалу, но и индийцы относились к нему не лучше. По мере того, как увеличивалось население Агры, сооружение начало страдать от приводимых загрязнением окружающей среды кислотных дождей, что обесцвечивало его белый мрамор. Будущее монумента находилось под угрозой, пока в конце 1990-х годов Верховный суд Индии не постановил переместить все особо опасные вредные производства за черту города.

Тадж Махал - это лучший образец монгольской архитектуры. Он сочетает в себе элементы исламской, персидской и индийской архитектурных школ. В 1983 году памятник был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и был назван "жемчужиной всего мусульманского искусства в Индии и шедевром мирового наследия, вызывающего всеобщее восхищение".

Тадж Махал стал для туристов символом Индии, который ежегодно привлекает около 2,5 миллионов путешественников. Он считается одним из самых узнаваемых сооружений в мире, а история, стоявшая за его строительством, дает право считать его величайшим памятником любви, когда-либо построенным в мире.

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры Могол. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре Моголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Чудеса света: Тадж-Махал - История любви.

Тадж Махал находится в городе Агра, расположенный в двухстах километрах к югу от Дели, что в Индии, на берегу реки Джамна.

Поль Мориа "Индийская Жара"

Божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются беломраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии.

Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и цветными камушками. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана.

Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

История Тадж Махала повествует о нежной любви Могольского правителя Шаха Джахана к своей жене, прекрасной Мумтаз.

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала его в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.



Горестный Кхуррам решил построить усыпальницу для своей любимой жены, именуемую теперь Тадж-Махал. Мавзолей строили более 20000 человек в течении 22-х лет. На его строительство было потрачено более 32 млн. рупий. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Но этому было не суждено исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб.

Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре.

Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного окна. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий, как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

View of the distant Taj Mahal from Shah Jahan"s marble prison

Shah Jahan"s prison

Shah Jahan"s prison

Вскоре и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной... Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества... Тадж Махал остается самым замечательным и великим индо-исламским произведением искусства, почитающимся ныне как самое красивое строение на земле, и являющимся местом обязательного посещения для любого человека, путешествующего по этой удивительной стране.

Taj Mahal - Tombs of Shah Jahan and Mumtaz Mahal

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли, так называемые, ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

The Taj Mahal Gateway

The Taj Mahal Gateway

The Taj Mahal Gateway

Усыпальница построена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает, в зависимости от падения света,завораживающие тени. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает восхищение.

Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов...

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны,своим цветом оттеняют белизну ее стен. Здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии.

Taj Mahal Mosque

Rich decorated interior of the Mosque of Taj

Taj Mahal Mosque

Taj Mahal Meeting House

Taj Mahal Meeting House

Строительство этих зданий было завершено в 1643 году.

В настоящее время Тадж-Махал внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества и является одним из 7 новых чудес света .

«Тадж Махал»

Вечной любви посвященный,
В нем страсти невиданный вал
Южной звездой освещенный,
Волшебный стоит Тадж Махал

Чудо построивший зодчий,
Путь к совершенству искал
Но был ослеплен, и воочию
Лучшего мир не видал

Гимн для божественных башен
В мраморе зодчий создал
И чувствами полные чаши
Страждущим людям раздал

Из света и музыки сложен
Любви неземной пьедестал,
С белою лебедью схожий,
Сошедший с небес Тадж Махал.

Copyright: Александр Кравец 2, 2011

Величественный Тадж-Махал

Тадж-Махал, Taj Mahal (ताज महल) - является одновременно мечетью для верующих и мавзолеем-музеем для посетителей. Находится в Индии, город Агра на берегу реки Джамна.


Кто точно возвёл Тадж-Махал достоверно неизвестно, но вероятно архитектором был Устад-Иса. Мечеть-мавзолей была построена по приказу императора Шах-Джахана, который был потомком Тамерлана, в честь своей жены Мумтаз-Махал.

Мумтаз-Махал умерла при сложных родах. Позже здесь был похоронен и сам император. Тадж-Махал признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и является лучшим архитектурным примером мастерства моголов. Жемчужина Индии восхищает людей во всём мире.


В одном объекте были совмещены элементы персидского, индийского и исламского стилей. Привлекающим взоры всех наблюдателей является белейший купол и многочисленные башенки.
Тадж-Махал начали строить 1632 году и закончили только в 1653 году. На постройке участвовали более 20000 рабочих, строителей, ремесленников. Стены этого грандиозного здания выполнены из полированного полупрозрачного мрамора. Он имеет такую особенность, что днём предстаёт чистейшим белым, на заре он розовый, а ночью в свете луны - серебристый. К тому же, стены инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и другими самоцветами.


Тадж-Махал является ещё и символом вечной любви. Легенды гласят, что Джахан встретил юную девушку на базаре и так был ослеплён её красотой, что, не обращая внимания на то, что она была девушка из бедной семьи, взял её в жёны. У Шаха было множество жён и наложниц, но пока, была жива его Мумтаз-Махал, всё время он проводил только с ней. Она сопровождала его везде, даже в дальних странствиях и военных походах, стойко перенося все тяготы и лишения. Жена родила ему 13 детей, но четырнадцатого уже не смогла родить и умерла при тяжёлых родах в 36 лет. Шах-Джахан был вне себя от горя и был даже на грани самоубийства. В итоге этой прекрасной и чистой любви был воздвигнут великий мавзолей, который и сейчас поражает людей своей красотой.





Адрес: Индия, г. Агра
Начало строительства: 1632 год
Окончание строительства: 1653 год
Архитектор: Устад Ахмад Лахаури
Высота: 72 м
Координаты: 27°10"30.5"N 78°02"31.4"E

Как только не называли знаменитый мавзолей Тадж-Махал! Известный индийский поэт Рабиндранат Тагор писал о Тадж-Махале, что этот памятник — «слеза, сверкающая на лице вечности» .

Тадж-Махал с высоты птичьего полёта

В 1983 г. мавзолей был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признан лучшим образцом индо-мусульманской архитектуры.

Тадж-Махал — легенда о любви, застывшая в мраморе

В истории беломраморного шедевра тесно переплелись факты и легенды, но большинство историков сходятся во мнении, что усыпальницу построили в 1630-х гг. про приказу императора Великих Моголов — Шах-Джахана в память о безвременно скончавшейся супруге Мумтаз-Махал. Влюблённые поженились, когда красавице Мумтаз—Махал было 19 лет. Шах-Джахан любил только её и не замечал других женщин. Жена императора стала его ближайшим советником, участвовала в ведении государственных дел и сопровождала мужа во всех военных походах. У супругов родилось 13 детей, а при родах 14-го ребёнка Мумтаз-Махал умерла. Император долго сидел у смертного ложа жены, неустанно оплакивая её. Убитый горем Шах-Джахан поседел, объявил в стране двухлетний траур и решил построить в Агре — столице Империи Великих Моголов, на берегу реки Джамна мавзолей, равных которому нет на Земле, не было и не будет. 22 долгих года продолжалось строительство. В нём участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из Венеции , Персии, Средней Азии и арабского Востока. Согласно легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору — Устад-Исе, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.

Вид Тадж-Махала из сада

Некоторые учёные считают, что мавзолей проектировал сам Шах-Джахан, страстно увлекающийся архитектурой. Он дал своему творению название, созвучное с именем умершей супруги — Тадж-Махал («Венец Дворца») . На другом берегу властелин собирался возвести такой же мавзолей для себя, но из чёрного мрамора, а соединить эти два здания должен был ажурный мост из серого мрамора, перекинутый через реку. Но замыслы императора не осуществились. Вскоре развернулась ожесточённая борьба за власть, в ходе которой Аурангзеб — сын Шах-Джахана сверг отца с трона и заточил его в Красный форт на 9 лет, после чего заключенный умер и был похоронен рядом со своей супругой в Тадж-Махале.

Архитектура Тадж-Махала

Сегодня беломраморный памятник великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших достопримечательностей Индии . В 2007 г. Тадж-Махал вошёл в список Новых семи чудес света , составленный после опроса более 100 млн. голосов. Величественный пятикупольный мавзолей с 4-мя минаретами по углам возвышается на 74-х-метровую высоту на беломраморной платформе и, отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, словно парит над землёй подобно сказочному миражу.

Тадж-Махал с противоположного берега реки Джамна

Его стены, выложенные из полированного мрамора, в яркий солнечный день сияют белизной, на закате излучают лилово-розовое сияние, а в лунную ночь — серебристое. Этот мрамор везли для строительства за 300 км из Раджастхана. В инкрустации стен использованы драгоценные камни и самоцветы; из чёрного мрамора выполнен декор с цитатами из Корана . Малахит везли из России , сердолик — из Багдада, бирюзу — из Тибета, сапфиры и рубины — из Сиама, ляпис-лазурь — из Цейлона, хризолит — с берегов Нила. В архитектуре ансамбля безупречно соблюдается симметрия. Её нарушает лишь гробница Шах-Джахана, которую строили после его смерти, значительно позднее надгробия Мумтуз-Мазал, располагавшегося строго посередине мавзолея.

Символы, скрытые в планировке мавзолея

Тадж-Махал имеет множество символов. Так, например, в парке, обрамляющем архитектурный ансамбль, растут кипарисы — олицетворение печали в исламе, а на входных воротах высечены аяты (откровения) из Корана, обращённые к верующим и заканчивающиеся словами «Войди в Мой рай!». Таким образом, можно понять замысел Шах-Джахана — он построил рай, где будет жить его возлюбленная. Современные же исследователи утверждают, что обезумев от горя, император задумал приблизиться к божественному знанию, сотворив рай на Земле. Порой Шах-Джахан говорил, что строит трон самому Аллаху.

Фрагмент фасада Тадж-Махала

Тадж-Махал под угрозой исчезновения

В настоящее время творение средневековых зодчих приходит в упадок. На стенах Тадж-Махала появились трещины, он теряет свою сияющую белизну по причине загрязнённого воздуха , а минареты отклонились от вертикальной оси на 3 мм и в перспективе могут обрушиться. Река Джамна мелеет, а это может привести к изменению почвенной структуры и оседанию фундамента. И всё-таки, несмотря на все угрозы разрушения, великолепный Тадж-Махал существует уже более 350 лет, привлекая миллионы гостей со всех уголков планеты своей романтической легендой и архитектурным совершенством.